Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Аратта и её локализация (Прочитано 5260 раз)
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Аратта и её локализация
23.12.2009 :: 14:38:00
 
Итак, в шумерской мифологии неоднократно есть упоминания про город-государство Аратта. Упоминания этого города в мифах других народов является лишь повторением текстов шумерской мифологии, имеющим иногда некоторые отличия. Обращаю внимания, что в хозяйственных документах этот город-государство не упоминается вовсе, в отличии от далекой Мелуххи (Хараппа), Магана (Оман), Мархаши (Джирофт ?) и многих других государств. То есть все, на что мы можем опираться, это тексты мифов которые не всегда следует понимать буквально, а понимать разницу между мифом и реальными событиями.
Обращает внимание ещё один интересный факт, правители и жрецы Аратты имеют шумерские имена, откуда можно сделать следующее предположение; либо тут дело в том, что шумеры иностранные имена любили при случае записывать / запоминать по системе "Стекольна" вместо "Стокгольм" или "Идолише Поганое" из "Итларь" (китайцы так делали систематически), либо просто араттскому царю дал в лит. традиции шумерское имя, либо там, в Аратте, этнические родственники шумеров жили.
Немировский А.А.

Теперь ссылка на все упоминания об Аратте в шумерских текстах (на англ. яз.)
http://etcsl.orinst.ox.ac.uk/cgi-bin/etcsl.cgi?simplesearchword=aratta&simplesea...

Перед тем как, разобрать шумерские тексты, следует уточнить, что город-гос-во Аратта упоминается в Махабхарате, причем четко указано где он находится:
Помни об этом, Шалья! Но я еще поведаю тебе и то, что рассказывал нам другой брахман в собрании куру: «Где стоят леса дерева пилу, где текут пять рек: Шатадру, Випаша, третья — Иравати, Чандрабхага, Витаста и рождают шестую — Синдху, там лежат земли, именуемые Аратта. Не следует посещать эти страны, где уничтожена дхарма, (страны) вратьев, дасамиев, видехов, не совершающих жертвоприношений! Говорится в шрути, что ни боги, ни питары, ни брахманы не приемлют приношений осквернивших дхарму бахликов!».
/Махабхарата. Книга 8. Карнапарва или книга о карне/

Теперь, что полезного можно извлечь непосредственно из шумерских мифов.

Поэма «Энмеркар и Верховный жрец Аратты» состоит из более чем 600 строк (хорошо сохранены), записанных на 20 табличках и фрагментах, которые сейчас находятся в Музее Древнего Востока в Стамбуле и в университетском музее в университете Пеннсильвании (Филадельфия). Поэма была впервые издана С.Н. Крамером [i] . Перевод поэмы сделал Р. Жестен [ii] . Поэма «Энмеркар и Верховный жрец Аратты» рассказывает о споре между Энмеркаром (правителем Урука) и верховным жрецом Аратты из-за постройки храмов в Уруке. Эта поэма как исторический источник ценна уже тем, что сообщает об оживленных сношениях между городами Шумера и соседними странами.

Краткое содержание этой поэмы: однажды Энмеркар, сын Уту, бога Солнца, пожелал покорить город Аратту, в котором имелись строительные материалы, необходимые для Урука. Верховного жреца Аратты назначила богиня Инанна, но к нему она не была так благосклонна, как к Энмеркару, верховному жрецу Урука. Он обращается к Инанне, его сестре, сильной шумерской богине любви и войны, с молитвой и просит ее о помощи, чтобы заставить людей Аратты принести в Урук горные камни, золото, серебро, лазурит и построить разные храмы, в частности Абзу, храм Энки. Инанна соглашается с просьбой Энмеркара и советует ему избрать гонца и послать его к верховному жрецу Аратты. Энмеркар избирает гонца, посылает его в Аратту и призывает передать верховному жрецу Аратты, что он разрушит его город и убьет его самого, если люди Аратты не принесут золота, очищенного серебра и т.п. и не построят храм. Энмеркар велит также гонцу сказать жрецу Аратты заклинание-загадку Нудиммуда (бога Энки).

Гонец Энмеркара отправляется в Аратту, пересекает семь гор (находящиеся по дороге из Урука в Аратту) и входит в ее двор и говорит верховному жрецу Аратты, что он послан к нему Энмеркаром. Гонец произносит хвалу Энмеркару, передает верховному жрецу Аратты приказ Энмеркара и требует ответа. Однако верховный жрец Аратты отвечает гонцу, что в Аратту его назначила богиня Инанна, поэтому он не покорится Уруку. И гонец отвечает, что великая владычица небес, богиня Инанна предсказала Энмеркару, что верховный жрец Аратты покорится ему. Верховный жрец Аратты напуган словами гонца и не может придумать ответ. Наконец он просит передать Энмеркару, что лучше ему не ходить против горы (то есть Аратты): во-первых, в Аратте совершаются жертвоприношения, молитвы и «нет пяти человек и нет десяти человек», то есть по-видимому нет людей, которые могли бы привезти в Урук строительные материалы и построить храмы. Вместо этого он предлагает Энмеркару устроить единоборство и в подтверждение своих слов приводит пословицу. Во-вторых, гора Аратта – опасный враг, «герой исполненный хитроумия» и т.п. В-третьих, если Уруку покровительствует богиня Инанна, то Аратта имеет свою добрую Ламассу (т.е. богиню-покровительницу). Поэтому пусть лучше Энмеркар пришлет в Аратту зерно, и в том случае, если он богине Инанна унесет богатства Аратты, он сам и жители Аратты покорятся Энмеркару.

Гонец возвращается в Урук и передает ответ Энмеркару. Выслушав ответ, Энмеркар совершает магические обряды для богини зерна Нидабы. Она дает ему совет. Энмеркар продолжает моление, вероятно, чтобы обеспечить Урук урожаем. Затем отправляет зерно и людей в Аратту. Кроме того, Энмеркар приказывает гонцу передать верховному Жрецу Аратты слова о скипетре. Возможно, это загадка, которую должен решить верховный жрец . гонец во второй раз отправляется в Аратту, доставляет зерно. Жители Аратты утоляют свой голод и решают в свою очередь послать Энмеркару сердолик и построить храм. Узнав ответ Энмеркара, верховный жрец Аратты решает также ответить загадкой. Смысл его загадки состоит в том, что Энмеркар должен изготовить скипетр, который был бы не из кедра и не из кипариса, не из клена и не из золота или серебра и т.п. Гонец снова возвращается в Урук и передает Энмеркару ответ верховного жреца Аратты. Затем Энмеркар с помощью бога мудрости Энки, по-видимому, решает загадку, изготовляет скипетр и отдает его гонцу. Гонец в третий раз отправляется в Аратту и передает скипетр [iii] . Увидев скипетр и узнав таким образом, что Энмеркар решил загадку, верховный жрец Аратты обращается к своему управляющему. Он жалуется ему, что по-видимому, придется выполнить требования Энмеркара. Стремясь выйти из трудного положения, верховный жрец задает Энмеркару новую задачу, в которой он просит прислать борца [iv] (собаку) [v] , который не черный и не белый, не желтый, не рыжий и т.п. Если Энмеркар выполнит это и пришлет борца, пусть их борцы сразятся, и станет известен сильнейший.

Гонец возвращается в Урук и передает слова верховного жреца Аратты Энмеркару. Выслушав гонца, Энмеркар совершает молитву, а затем задает верховному жрецу ответную загадку. Он предлагает ему изготовить одежду, которая была бы не белой, не черной, не желтой, не красной и т.п., соглашается на соревнование и требует, чтобы, наконец, жрец Аратты принес для Инанны золото, серебро и драгоценные камни. В противном случае он разрушит его город и убьет его самого. Однако поручение Энмеркара оказывается слишком сложным, Гонец не может его повторить, и тогда Энмеркар записывает слова на глиняной табличке, изобретая для этого письменность [vi] .

Гонец в четвертый раз отправляется в Аратту, передает табличку верховному жрецу Араты и требует ответ. Верховный жрец берет табличку, рассматривает ее, а в это время богиня дождя Ишкур устраивает над Араттой дождь, и в Аратте вырастают пшеница и горох. В том, что Аратте выросли пшеница и горох, верховный жрец Аратты видит хорошее предзнаменование. Он просит гонца передать Энмеркару, что богиня Инанна не покинула Аратту и не перешла на сторону Энмеркара. Она продолжает оказывать помощь жителям Аратты [vii] . Энмеркар решает закончить спор мирным путем. Он наполняет корзины зерном. В свою очередь люди Аратты собирают золото, серебро, лазурит и в обмен на плоды, которые приносят жители Урука, ссыпают их во дворе Эанны.

Последние строки текста сильно разрушены, поэтому конец поэмы мало понятен. Начинается прямая речь, в которой какое-то лицо обращается, вероятно, к Энмеркару с советом.

Другая шумерская поэма, содержание которой открывает нам близкие политические, религиозные и культурные контакты между Уруком и Араттой - это поэма о «Лугальбанде и Энмеркаре» [viii] . Поэма состоит из около 400 строк. Ее содержание следующее [ix] . Лугальбанда, герой Урука, был одним из вооруженных сопровождающих лиц Энмеркара. Когда он возвращался из опасного похода, он нашел своего господина в большом горе. Много лет назад семитские марту уничтожили Шумер и Ури (Аккад), и сейчас они осадят сам город Урук, и Энмеркар понял, что он должен просить помощь у своей сестры, богини Инанны в Аратте. Однако Энмеркар не смог найти смелого гонца, который берет на себя задачу передачи послания Энмеркара Инанне и совершит опасную поездку в Аратту. Вдруг Лугальбанда смело предлагает себя на это дело, и клянется в том, что он будет один и у него никого не будет в качестве приятеля для полного скрытия дела. После того, что Энмеркар передал Лугальбанде конкретные слова послания, Лугальбанда отправился в Аратту. Взял оружие, пересек семь гор, которые тянутся от начала до конца города Аншана и приехал радостно в Аратту.

В Аратте Инанна приняла Лугальбанду тепло и спросила его о том, что его привело без сопровождающих в Аратту из Урука. Тогда он повторил послание Энмеркара о помощи. Однако ответ Инанны нам неясен. Кажется, что она приказала Энмеркару ловить особую рыбу в определенной речке, также лепить сосуды для воды. В конце поэмы поэт рассказывает, что Энмеркар сделал все, как было приказано, и закончил поэму хвалой городу Аратте, который, по-видимому, поставил Энмеркару ремесленников [x] .

В другой поэме под названием «Лугальбанда и гора Хурум» [xi] рассказывается о том, что Энмеркар, правитель Урука, решил совершить поход в Аратту, чтобы покорить ее. Энмеркар для этого приготовил громадное войско из жителей Урука под командованием семи безымянных полководцев и Лугальбандой, который упоминается в поэме как восьмой. Войско пришло в гору Хурум, но тогда сильно заболел Лугальбанда. Его спутники думали, что он умер, бросили его и решили на обратном пути взять его тело и вернуть в Урук. Однако Лугальбанда был жив, но очень болен. Он начал молиться богу Солнца, богу Луны и богу Венеры, и они восстановили его здоровье. Затем Лугальбанда начал бродить по пустыни и догнал войско. Текст поэмы очень сильно разрушен, и мы не можем узнать конец поэмы.

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/45750

Хотелось бы к этому добавить, что в районе совр. провинции Луристан (Иран) во времена Саргона II упоминается река Аратта.

И пожалуй последнее на что следует обратить внимание; в поэме «Энмеркар и Верховный жрец Аратты» в локализации этого города могут помочь следующие предложения, как «лазурит из кусков», «лазурит у его месторождений для нее (Инанны) собирают» [xviii] , «лазурит, добываемый из гор». Таким образом, Аратта, богатая лазуритовыми источниками (по поэме).

Если есть ещё какие-то пожелания по вводному посту, высказывайтесь.
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Аратта и её локализация
Ответ #1 - 23.12.2009 :: 15:30:26
 
Из всего этого думаю следует обратить внимание на следующий момент:
Миф всегда рассказывает о вещах небывалых, невиданных и неслыханных, даже если они могут быть мистически повторены в условной форме обряда. От повседневности мифические события отдалены, во-первых, хронологически (во всех мифологиях их место — в начале времени; многие мифы рассказывают о происхождении вещей, т. е. о том, что по природе своей повториться уже никогда не может) и, во-вторых, территориально, так как происходят в особой сакральной сфере, четко отделенной от сферы обыденной (профанной) жизни. Поэтому, как правило, содержание мифического повествования является в первую очередь предметом удивления, восхищения или, наоборот, отвращения, а также объектом веры, не нуждающейся ни в каких подтверждениях и доказательствах; и, следовательно, выполняет функции эстетические и религиозные, а уж после этого используется и как способ удовлетворения любознательности или как ответ на тот или иной вопрос, т. е. выполняет функции утилитарно-дидактические.
Андреев Ю.В.(доктор исторических наук (1979), профессор Санкт-Петербургского университета)

В двух словах полностью довериться эпосу и мифологии в локализации этого города/государство невозможно. Для этого нужно хорошо понимать мифологию шумеров, весьма далекую от понимания и восприятия современного человека. Поэтому рекомендую прослушать лекции проф. Зубова, по крайней мере каждый в них найдет что-то интересное не обязательно имеющее отношение к данной теме, на некоторую его предвзятость (в области религии)  можно не обращать особого внимания.
http://www.predanie.ru/mp3/Professor_MGIMO_A_B_Zubov_Istorija_religij/

Исходя из этого, мне представляется, что наиболее важными пунктами являются;
1) Упоминаемый в эпосе лазурит
2) Соответствие локализуемой территории и археологических данных т.к. речь идет о периоде IV-III тыс. до н.э.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Аратта и её локализация
Ответ #2 - 23.12.2009 :: 16:18:18
 
В отношении специфики мифа - поддерживаю. В дологическом, мифическом сознании описание ВСЕХ процессов дается персонифицировано. Типа, как тибетские медицинские тексты - о болезнях: царь, царица, битвы, наступления и пр. Поэтому, о чем в этих сказаниях говорится, это еще вилами по воде писано.

Имхо, по лазуриту будет легче хоть как-то определиться.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Аратта и её локализация
Ответ #3 - 23.12.2009 :: 16:33:24
 
Алент

А с лазуритом все очень просто, вот ниже информация по этому минералу.

Точку зрения о «транзитной» природе армянского камня поддержали Л. Белемницкий и Г. Ляммлейн (1963 г.): «… лазу­рит обычно фальсифицировался азуритом - медной синью, так называемым армянским камнем». Известным объяснением названных точек зрения может служить тот факт, что на территории современной Армении действительно не выявлено месторождений или проявлений лазурита. Но ведь в античную эпоху границы Великой Армении достигали Месопотамии и Средиземного моря. И какие богатства хранили в себе эти труднопроходимые горы и ущелья, по сей день остается тайной?
http://noev-kovcheg.1gb.ru/article.asp?n=41&a=41

импортировался лазурит из Афганистана, где единственным тогда известным местом добычи был Бадагшан. В шахтах Бадагшана до сих пор - по истечение 6000 лет - добывается лазурит наилучшего качества.
http://www.jewelry.kiev.ua/kamny/kamny-istorya.htm

Торговые контакты в южной части Азии имеют свою предисторию, уходящую в древнейшие исторические пласты к 3-2 тысячелетиям до н.э., к взаимоотношениям цивилизаций Египта, Междуречья (соврем.Ирак и Иран), Индии, о чём свидетельствуют многочисленные археологические памятники, обнаруженные за тысячи километров от места их производства.
Так, существовал древний "нефритовый путь" и "лазуритовый путь", последний был связан с добычей лазурита в горах Бадахшана и доставкой его ко дворам правителей на Ближнем и Среднем Востоке.

http://www.74rif.ru/vsp.html

Наиболее древними месторождениями лазурита являются Туркменистан и Афганистан. Помимо этого, добыча минерала также ведется в Индии, Африке, Канаде, Корее и США.
http://www.liveinternet.ru/users/love_of_belle/post65224752

Древнем Египте лазурит ценился наравне с золотом, считаясь священным камнем жрецов и фараонов. Древние греки называли его «киоснос», а Плиний вслед за Теофрастом именовал его «сапфейросом» (сапфиром). Из лазурита вырезали амулеты, фигурки богов и животных. Растирая лазурит с воском и маслом, получали ярко-синюю краску. Но особенно любили его в Китае и на Арабском Востоке. Арабы ценили темно-синие камни с вкраплениями золотистого пирита. И все это был лазурит из одного-единственного месторождения — афганского Бадахшана. Оно находится на северо-востоке Афганистана, в верховьях реки Кокчи, среди труднодоступных гор Восточного Гиндукуша и было открыто еще за пять-шесть тысяч лет до нашей эры. Называлось оно Сары-Санг. Сохраняли его в глубокой тайне. Даже приближение к копям каралось смертной казнью. А самих горняков на всю жизнь заковывали в цепи, ибо камень этот считался священным и принадлежал одному эмиру. Из копей Сары-Санга лазурит попадал в Малую Азию и Европу в основном через Иран и Бухару, а в Китай — с запада, через Кашгар и Яркенд.

Кроме Бадахшана, в небольшом количестве низкокачественный лазурит был найден в Чилийских Андах и в США, в штатах Калифорния и Колорадо.

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2282/

Важнейшим и по существу единственным в историческое время для всех народов центром добычи лазурита был Бадахшан - труднодоступная область на северо-востоке Афганистана в центре могучего хребта Гиндукуш. Здесь сходятся верховья рек Инда, Амударьи и Яркенда, что и определило многообразие путей распространения лазурита. Отсюда он проникал в Индию, Персию, Туркестан, Китай и дальше по всему Востоку. Древнейшие находки свидетельствуют, что месторождения Бадахшана начали разрабатываться не позже середины - конца IV тысячелетия до н. э. Все остальные месторождения стали известны гораздо позже. Лазурит в Прибайкалье был открыт в 80-е годы XVIII в., в чилийских Андах - в середине XIX в., на Памире - в 1930 г.
http://geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st029.shtml

Так, что можно сделать следующий вывод, лазурит который находят при археологических раскопках в Египте, Шумере, Аккаде, Индии, Иране, Сирии в слоях IV-II тыс. до н.э. является бадахшанского происхождения. Соответственно, археологи путать лазурит с азуритом не могут в отличии от различных античных авторов т.к. эти камни очень похожи между собой, только свойства их разные. Азурит легко диагностируется по цвету и вскипанию в соляной кислоте. Также азурит со временем зеленеет при использовании его с малахитом, из-за наличия в его содержании меди. Оба эти камня использовались как компоненты краски. Теперь смотрим типичный пример использования лазурита в Шумере, это знаменитый штандарт из Ура (XXVI в. до н.э.), Мозаика из раковин и лазурита. Лувр. Париж.
...
Наверх
« Последняя редакция: 23.12.2009 :: 17:12:38 от ayoe »  
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Аратта и её локализация
Ответ #4 - 23.12.2009 :: 17:17:12
 
Пардон, а где остальные ответственные товарищи? Смайл Слово за оппонентами.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Аратта и её локализация
Ответ #5 - 23.12.2009 :: 22:17:11
 
@
Алент

Оппненты давно уже высказались тут -

http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1246982303/120

(+ соседные страницы)

ИМХО, повторить все в данной теме просто нет смысла, да и с позиции форумной политики и этики общения это неправилно...
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Аратта и её локализация
Ответ #6 - 24.12.2009 :: 02:25:41
 
Lion (Рыцарь Креста) писал:
Цитата:
Один из основных доводов моего собеседника можно условно назвать ЛАЗУРИТ. Дело в том, что по его утверждению лазурит ввозили в Шумер исключительно только из Иранского нагорья, есть упоминания, что из Аратты импортировали лазурит и следовательно Аратта находится на Иранском нагорье. Сей довод, однако, не убедил меня не в чем, так-как есть сведения, что и на Армянском нагорье есть лазурит.
[url="http://forum.hayastan.com/index.php?s=&showtopic=40533&view=findpost&p=889523"]h...[/url] (см. в середине поста)

Мой собеседник питался доказать, что лазурит из Армянского нагорья на самом деле есть не лазурит, а "азурит", но он не привел серьезных подкреплении к этому утверждению и оно кажется мне неприемлемой.

В итоге, довод ЛАЗУРИТ ничейной - лазурит могли ввозить в Шумер и с Армянского, и с Иранского нагорья.


К сожалению, ссылка в тексте не открылась.

Практически любой минерал сам себе "визитная карточка. Специалисты отличают якутские алмазы от южноафриканских, уральский малахит от африканского, афганский лазурит от байкальского и памирского. К тому же на современной геологической карте месторождений лазурита на Армянском нагорье нет.

Следовательно, доводы ayoe, имхо, более убедительны.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать