Лисенок писал(а) 07.11.2009 :: 23:12:16:Это признанный ученый. У него множество трудов по методологии истории. Написан Учебник по истрии российской цивилизации для 10-11 класса. Имеет много публикаций, в том числе и в Вопросах истории - академический и строго научный журнал.
Игорь Николаевич Ионов. Методологические проблемы изучения российской цивилизации и русская философская традиция.
http://abuss.narod.ru/Biblio/ionov_civ.htmИ.Н. Ионов, В.М. Хачатурян
Теория цивилизаций от античности до конца XIX века.
Фрагменты: Введение, Историософия Древней Руси, Заключение
(Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. –СПб.: Алетейя, 2002. — 384 с.)
Премножественно благодарствую за ссылку и пояснение! (не очень отслеживаю новые издания, связанные с методологией и философскими обобщениями)
Цитата:А вот с этим не могу согласиться. Устройство, образ жизни, структура управления совершенно иная. Отсюда и не похожесть Вотока и Запада.
Да, еще Платонов написал "РУсская цивилизация. Да и у Ключевского есть размышления о русской цивилзации. И по-моему у Соловьева.
Размышления указанных авторов конечно интересны, но их взгляды, помимо прочего, сформированы уже веяниями нового времени и эмоциональным восприятием западной христианской цивилизации, как более близкой и "своей".
Между тем, если отрешится от восприятия типа "свой - чужой", то видно, что система феодальной иерархии в средневековых королевствах ничем существенным не отличается от таких же иерархий в любом "восточном" эмирате. Фактически распределение привилегий между различными уровнями вассальной зависимости - взаимное соподчинение короля/халифа, герцогов/эмиров, различного рода областных наместников, и придворных служащих - всё это имело одно и то же воздействие на состояние общества. Степень централизации всех этих государств была различной, причём разные варианты реализовывались и в "западной" и в "восточной" цивилизациях, и с разными последствиями. Вопрос только в том, как дальнейшие события реализовывались в разных географических(геополитических если угодно) условиях. Кроме того важную роль играла конкурентная борьба разных частей каждой "цивилизации" - выдерживали её только эффективные в конкретных условиях варианты феодальной политической системы. Многие "восточные" варианты попросту не выдержали этой борьбы, не успели перерасти в раннебуржуазные системы.. Относительная геополитическая изоляция и защищённость от наиболее разрушительных вторжений + разноообразие вариантов феодальных обществ (основанная на разнообразии географических условий) позволили ОТДЕЛЬНЫМ западноевропейским деспотиям
успешно разложится и пережить буржуазные революции."Восточный путь" - это по сути консервация феодальных деспотий в иных геополитических условиях, в которых выжившие сообщества должны были сохранять эффективную в этих условиях форму правления: типичный пример - отношения малоэффективной Новгородской республики, более эффективной Литвы-Речи Посполитой и самой эффективной Московской Руси.
А противопоставление "восток"-"запад" - это эмоциональное (России ближе "запад" по причине чисто культурного родства).
Конечно всё ещё сложнее...но это уже частности.