Историк писал 27.10.2009:
Понятие "благо народа" и в понимании самого этого "народа", и в понимании правящей элиты сейчас и в 18-м веке - вещи совершенно разные. Нельзя модернизировать историю и переносить наши идеалы и идолы (кол-во заводов, ВНП, ВВП, доход на душу населения и т. д.) на эпоху трехсотлетней давности. Тогда были совершенно иные критерии "величия".
А кстати, как сама Екатерина определила для себя цель своего правления? Она писала в "Наказе":
"15. Самодержавных правлений намерение и конец
есть слава граждан, государства и Государя". (Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767.
http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12793).
Как видим , в качестве высшего блага для России она избрала Славу с большей буквы. Сумела ли она достичь своей цели - славы граждан, государства и Государя? Скорее всего, да. И если она для всего мира и сегодня остаётся Екатериной Великой (это в России она всегда была Екатериной II), значит, она сумела подтвердить тот титул, который ей подобострастно поднесли в 1767 г., в пятилетие её правления.
Когда мы писали книгу "Тайна имён Симферополь и Севастополь", мы попытались определить для себя, в чём же заключалось величие Екатерины Великой, с точки зрения 21 века? Этот вопрос не нов. В 18 веке Вольтер боготворил Екатерину, а 19 веке Пушкин называл её Тартюфом в юбке. Вольтер писал, что она
— выше Солона и Ликурга, Петра I, Людовика XIV, Ганнибала; она — «святая»; она — ангел, перед которым людям надо молчать благоговейно; она выше всех святых, она равна Богородице, «она пресвятая владычица снеговая», что она — «благотворительница
человеческого рода»; где она — там рай и жить под её законами — блаженство.
Пушкин писал: "Но со временем история оценит влияние её царствования на нравы, откроет жестокую деятельность её деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетеённый наместниками, казну, расхищённую любовниками, покажет важные ошибки её в политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в сношениях с философами её столетия — и тогда голос обольщённого Вольтера не избавит её славной памяти от проклятия России". (Заметки по русской истории XVIII в.
http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/zametki/po-russkojistorii-xviii.htm).
Итак, ангел она или ведьма - задали мы себе этот вопрос? Ответ на него важен и сегодня, когда мы размышляем о месте и роли лидера страны - монарха, президента, генсека. И вот как мы сформулировали в книге ответы на вопрос о её величии:
1. Величие Екатерины II как монарха заключается в том, что она достигла своей цели — «Славы России». Что её граждане ощутили чувство гордости за славу своей
страны. А сияние её личной славы ослепило глаза остальным монархам мира.
2. Величие Екатерины II как политика заключается в том, что её девиз «Полезное», любовь к «золотой середине» во всём стали тем «золотым ключиком», что отворил дверь в «золотой век Российской империи».
3. Величие Екатерины II как женщины заключается в том, что она в полной мере сумела превратить «женскую слабость» в свою непобедимую женскую силу, сумела показать, что женщина на троне может превзойти монархов-мужчин, сумела стать маяком для всех женщин на Земле.
4. Величие Екатерины II как человека заключается в том, что она сумела стать «полезной» для своей новой Родины.
5. На вопрос, ангел Екатерина II, или ведьма, ответим, что она — «золотая середина» между ними, немножко ангел, немножко ведьма, словом, настоящая женщина, пусть и с большой буквы.
С уважением Рафаэль.