Kaspar Цитата:Теория «Династической расы», выдвинутая Питри, а затем развитая его учениками Эмери и Дерри, считается порождением «академического колониализма», что вполне естественно для умонастроений англичан начала 20 века. После нацистских доктрин времен второй мировой войны эта теория, что вполне понятно, была предана «молчаливой» обструкции. Д.Рол предложил смягчить формулировку и заменить термин «Династическая раса» на термин «Иноземная элита», чтобы терминология не стала тормозом для науки.
Именно переход от слоя НагадаI к слою Нагада II фиксирует появление нового этнического элемента на землях Египта – «ПоследователейГора» и их символа – «Сокола Гора», служившего неизменным атрибутом всех династий египетских фараонов.
При этом датировка переходных слоев укладывается в несколько столетий , что и позволяет говорить о скачке культуры в Египте, а не об эволюции.
Здесь же выявляется и очевидное сходство этой древней додинастической культуры Египта с культурой Месопотамии:
То, что из Шумера дошло до Египта, это, по мнению большинства специалистов, попало туда по суше, при посредничестве семитских народов. Семитские племена понимали язык друг друга, а так как некоторые семитские элементы влились и в египетское население, они могли оплодотворить развивающуюся здесь более высокую цивилизацию многими традициями азиатского происхождения.
Соотвественно, культура древнего Египта не была продуктом шумерского влияния, а наоборот, расцвела на собственной самобытной основе. Но некоторые элементы шумерской (и даже протошумерской) культуры могли попадать в Египет посредством племён обитавших между этими двумя цивилизациями (вовсе не обязательно что семитскими). Культура Буто-Маади, процветавшая в дельте Нила, почти абсолютно идентична культуре Тулейлаат-Ассуль, культуре характеризующей Палестину и запад Трансиордании в период Халколита (~4500-3000 в.с.е.). В свою очередь последняя культура впитала в себя немало из культур Месопотамии, непосредственно предшествовавших расцвету шумерской цивилизации. Такой своеобразной "эстафетой" элементы месопотамских культур могли быть занесены на египетскую землю, или, по крайней мере, в дельту Нила.
Нужно добавить, что Дельта в конце раннединастического периода явно уступала Верхнему Египту в, по крайней мере, двух сферах:социальной и технологической. Исходя из материалов раскопок культуры Буто-Маади, процесс расслоения общества и выделения правящей элиты здесь шел значительно медленнее, чем на юге страны. Скудность заупокойного инвентаря является одной из отличительных черт погребений Дельты даже в период, непосредственно предшествовавший приходу культуры Нагада (объединения Египта). Палетки, гребни из слоновой кости и каменные орудия среди заупокойных даров являются редким исключением ( Seeher J.Burial customs in predynastic Egypt: a view from the Delta,1992,c.225-233) Наверное правильно будет добавить, что жители Севера не понимали жителей Юга, язык был другой.
Археологические раскопки конца 80-х - 90-х годов в Нижнем Египте (Буто, Телль Ибрагим Авад, Миншат Абу Омар, Маади, Вади Дигла) показали; принципиальное отличие её от культуры Нагадо ( Верхний Египет), а также отличный погребальный ритуал и другой антропологический состав населения. Кроме того, особенностью культуры Дельты была тесная связь с палестинским и переднеазиатским миром. При раскопках города Буто столицы и основного культового центра Нижнего Египта (Way von der, 1988 - Investigations concerning the early periods in the northern delta of Egypt, c.245), который располагался в 2 км. от побережья ( в настоящее время в 40 км. от Средиземного моря), археологи не обнаружили костей ослов - основного транспортного средства, использовавшегося для торговых перевозок в этот период. Всё это указывает на то, что торговля с Передней Азией осуществлялась по преимуществу морем.
По мнению исследователей , Буто из-за своего положения на северо-западной окраине Дельты был последним центром , поглощенным культурой Нагада. Этот процесс положил конец культурному единству Дельты и переднеазиатского мира, ибо оно было несовместимо с политическим объединением страны под властью одного фараона.
Уже при фараоне Нармере (Сом) были основаны египетские колонии на территории современного Израиля, в них были найдены предметы материальной культуры позволившие сделать такой вывод (Levy, van den Brink, 2002 - E.C.M. Interaction Models, Egypt and the Leventine Peryphery, c.20)
Антропологические исследования в Маади и Буто установили определенное сходство между физическим обликом маадийцев и населения Палестины. Планировка ряда домов, кремневые скребки и керамика, характерны для неолитических культур Леванта, всё это свидетельствует о проживании на этой территории выходцев из Передней Азии. Очевидно, на территории поселений существовали , как минимум, колонии иноземных торговцев. Конец культуры Маади, по мнению большинства исследователей, был вызван распространением культуры Нагада на север и это продвижение вряд ли могло быть мирным. Ибо одной из основных целей, помимо прочих, оно имело установление контроля над морскими и сухопутными торговыми путями в Азию. Все эти планы, безусловно, должны были столкнуться с интересами местной правящей элиты, пользовавшейся всеми благами заморской торговли.
Результатом исследования в регионе Дельты дают основания предполагать, что население Верхнего и Нижнего Египта не было однородным в расовом отношении. Известен факт, что при XIX династии диалект, на котором говорило население низовья, не позволял ему понимать жителей Верхнего Египта. "Они твои слова как беседа человека из Дельты с человеком из Элефантины", говорится в одном из текстов ( An. I,28.6) для того, чтобы выразить непонимание между собеседниками. Если диалектные различия были так сильны в эпоху Нового царства, когда регионы самого Египта и владения в Нубии и Азии были объединены единой экономической, политической, административной системой, то не меньшие, по крайней мере, различия должны были существовать и в раннединастический период.
Что касается теории "династической расы, то процитирую вам А.Крола:
Теория "династической расы" и её культуртрегерской роли в создании древнеегипетской цивилизации не подтверждается современными археологическими данными. В настоящее время, кажется, никто из серьезных исследователей не отстаивает идею привнесенности цивилизации в долину Нила/Крол А. Египет первых фараонов // Москва 2005 С.16/