Старец писал(а) 18.10.2009 :: 09:58:35:И я бы вообще не особенно отделял Возрождение от Реформации. Положим, они шли в разных направлениях - в одномслучае примат личности, в другом религиозной общины, - но то и другое было проявлением самостоятельности, какой от средневекового человека нельзя было ожидать
Самостоятельность - да. Самостоятельность не похожая на то, что было раньше в Средневековье. Однако мотивация этой самостоятельности у Возрождения и у Реформации - разная.
Во-первых, гуманисты - мечтатели, искатели идеала, который никому в их эпоху не был нужен, кроме них самих. А протестанты - практики, делом доказавшие осуществимость своих идей.
Во-вторых, Возрождение, которое началось в Италии, отличалось от Возрождения, которое было в Германии.
Итальянское Возрождение обратилось к корням своей Родины - к античному Риму. Мотив, который двигал итальянскими гуманистами - это патриотизм. Интерес к прошлому родной Италии возник у итальянских гуманистов в ту же эпоху, когда Италия в результате великого раскола католической церкви (1378-1419 гг.) добилась переноса папской резиденции из Франции обратно в Италию. Возрождение в Италии - это реакция на авиньонское пленение пап, на то унижение Италии, которое совершили над ней французы. Недаром ведь даже римские папы 15-го века, проживавшие уже в Риме, вместе с гуманистами проявляли интерес к античности. Таким образом, итальянское Возрождение было связано с патриотизмом.
С чем же связано неИтальянское Возрождение, проявившееся уже не в 15-м, а в 16-м веке? Это неИтальянское Возрождение в лице Эразма Роттердамского, англичанина Томаса Мора началось тогда же, когда и Реформация и была спровоцирована общей причиной.
Реформация есть восстание германоязычной Европы против римского наследия, то есть Реформация - это германский патриотизм. Таким образом, и Итальянское Возрождение, и Реформация вызваны патриотизмом. Но этот патриотизм, эта любовь к родине - разные. Потому что родины у этих явлений - разные. Именно по этой причине римские папы, лояльно относившиеся к Возрождению итальянской культуры, к изучению античности, очень резко прореагировали на появление Реформации.
Далее. Если папы- любители античности и протестанты были людьми власти и практиками, и их мотивами был банальный патриотизм, то каковы же мотивы гуманистов?
Гуманизм появился именно в ту эпоху, когда папство уже увядало. Сам тот факт, что гуманисты были, вызван именно этим увяданием папства. Папство 15-го века в отличие от 11-13 веков не ищет господства над Европой, но занимается мелкими внутриитальянскими дрязгами. Это папство слабое и оттого сравнительно либеральное. И потому сатирический памфлет Эразма "Похвала глупости" мало чем отличается от "Сатирикона", выпускавшегося в царской России накануне революции. Когда в Европе грянула Реформация - пошли запреты. И в этом смысле гуманизм - есть не результат самостоятельности, а результат ослабления власти.
Самостоятельность же протестантов - совсем иного рода. Это люди дела. Они пришли свергнуть католическую церковь, и они её в половине Европы свергли. Отличие гуманистов от протестантов такое же, как отличие либералов от большевиков. Гуманисты были следствием слабости папства, Реформация - следствием силы молодой, поднимающейся германоязычной Европы.