Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 ... 32
Печать
Варяги и Русь (Прочитано 177423 раз)
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и Русь
Ответ #120 - 06.09.2009 :: 23:10:17
 
Цитата:
Понимаю, куда Вы клоните.


То что выделено я сам вчера только узнал.  Смайл

Пока я пытаюсь собрать максимум сведений о варягах, безотносительно к каким либо теориям.
Наверх
 
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и Русь
Ответ #121 - 06.09.2009 :: 23:25:03
 
EvS писал(а) 06.09.2009 :: 23:10:17:
Пока я пытаюсь собрать максимум сведений о варягах, безотносительно к каким либо теориям

Это правильно. Продолжайте. Хотя, мне все-таки кажется, что логичнее было бы придерживаться того порядка, который я Вам предлагал. То есть начинать с войны между Ярославом и Святополком. Ведь толкование византийских источников затруднено из-за того, что там понятие варяга носило больше социальный, чем этнический характер. А для нас с Вами важна именно этническая его сторона.
Наверх
 

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и Русь
Ответ #122 - 07.09.2009 :: 00:36:35
 
Цитата:
А для нас с Вами важна именно этническая его сторона.


Именно с этим я и пытаюсь разобраться.
Итак продолжаем по византийским варягам.
Норманский хронист XI века Готфрид Малатерра по поводу битвы 1082 года заметил: «англяне, которых называют варангами».
Византийский писатель XV века Георгий Кодин при описании придворной трапезы сообщает: «варанги восклицают императору многая лета на своем отечественном языке, то есть по-английски».
Анна Комнина, дочь императора, высоко оценивает варягов, рассказывая о событиях 1081 года : «Что же до варягов, носящих мечи на плечах, то они рассматривают свою верность императорам и службу по их охране как наследственный долг, как жребий, переходящий от отца к сыну; поэтому они сохраняют верность императору и не будут даже слушать о предательстве.»Анна характеризует варягов как отважных варваров, носящих обоюдоострые мечи на правом плече и имеющих большие щиты. В 1081 году весь отряд варягов под началом Намбита был истреблён в сражении итальянскими норманнами Роберта Гвискара.
В византийских источниках XII—XIII века наемный корпус варягов часто именуется секироносной гвардией императоров (Τάγμα των Βαραγγίων).
Саксон Грамматик при описании визита датского короля Эрика в Константинополь в 1103 году отметил встречу короля с соотечественниками:
«Между прочими, которые от города Константинополя жалованье получают, датского языка люди первую воинскую степень имеют, и их караулом царь здравие свое защищает. И когда он [Эрик I] в Константинополь прибыл, то варанги от императора получили позволение к королю своему прийти.»
В саге о Хаконе Широкоплечем из цикла «Круг Земной» повествуется о битве в 1122 году византийского императора Иоанна II с печенегами в Болгарии. Тогда «цвет войска», отборный отряд верингов в 450 человек под началом Торира Хельсинга первым ворвался в лагерь кочевников, окружённый повозками с бойницами, что позволило византийцам одержать победу.
После падения Константинополя известия о варягах-воинах в Византии отсутствуют.

Итак что мы имеем.
В десятом веке, по крайней мере в середине, варяги византийцам неизвестны.
К концу одиннадцатого они говорят по английски. Кроме того известно о пребывании в их составе скандинавов. Вооружение - обоюдоострый меч и большой щит.
В двенадцатом веке это уже в основном скандинавы. Вооружение- секира.
К этому времени повышается и статус варягов. Если в одиннадцатом веке по свидетельству Кекавмена:
«Никто другой из этих блаженных государей не возводил Франка или Варяга [Βραγγοη] в достоинство патриция, не делал его ипатом, не поручал ему наблюдения за войском, а разве только едва кого производил в спафарии. Все они служили за хлеб и одежду.»
То веком позже это личная гвардия императора.
Что касается этнического состава, то он меняется со временем и варяги двенадцатого века не тоже самое, что варяги начала одиннадцатого. Т.о. можно лишь сказать, что варяги для византийцев- наемные отряды этносов прибалтийского региона.
Остается вопрос об изначальном составе варяжской дружины, т.е. первой половины одиннадцатого века.
Единственное, что можно выделить- это вооружение. Изначально это мечи, затем секиры.
Наверх
 
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и Русь
Ответ #123 - 07.09.2009 :: 10:06:18
 
EvS писал(а) 07.09.2009 :: 00:36:35:
Итак что мы имеем.
В десятом веке, по крайней мере в середине, варяги византийцам неизвестны.
К концу одиннадцатого они говорят по английски. Кроме того известно о пребывании в их составе скандинавов. Вооружение - обоюдоострый меч и большой щит.
В двенадцатом веке это уже в основном скандинавы. Вооружение- секира.

EvS писал(а) 07.09.2009 :: 00:36:35:
Что касается этнического состава, то он меняется со временем и варяги двенадцатого века не тоже самое, что варяги начала одиннадцатого. Т.о. можно лишь сказать, что варяги для византийцев- наемные отряды этносов прибалтийского региона.
Остается вопрос об изначальном составе варяжской дружины, т.е. первой половины одиннадцатого века.
Единственное, что можно выделить- это вооружение. Изначально это мечи, затем секиры.

Я знал, что Вы ведете именно к этому выводу, потому что знаком с подобной точкой зрения. Мне есть, что на нее возразить, но давайте, прежде чем погружаться в частности, "очертим поле для битвы". Ведь суть состоит не в том, чтобы обязательно настоять на своем, а понять всю совокупность источников, освещающих историю возникновения Древнерусского государства. Моя точка зрения Вам известна, но я еще раз повторю ее в обратном порядке, чтобы ясно было, какое место в ней занимают конкретно византийские источники о варягах.
Первое и самое важное в моей теории состоит в том, что пришлая русь - это потомки шведских колонистов, поселившихся за несколько десятилетий до этого в Западной Эстонии, частично смешавшиеся с чудью и осознающие себя как особая общность со своим самоназванием. Не входя в детали, я сошлюсь только на свидетельство Бертинских анналов, которые сообщают о послах народа рос (между тем как при ближайшем рассмотрении эти послы оказываются шведами). Уже одно это свидетельство является, на мой взгляд, очень весомым подтверждением моей гипотезы. Но нам важно вписать его в контекст других летописных известий. Между тем летописец сообщает нам, что русь - это варяжский народ, то есть, другими словами, русь - это только небольшая часть варягов.
Следовательно, второе, для подтверждения правомерности моей гипотезы необходимо считать варягов выходцами из Скандинавии. Однако заметьте, что мне вовсе не требуется доказывать это со стопроцентной достоверностью. Мне достаточно показать, что все свидетельства о варягах допускают такое толкование, что среди возможного набора смыслов слова "варяг" присутствует и этот.
Третье. Византийские свидетельства для нас важны, но с учетом сделанной выше оговорки. При этом нам следует учитывать, что для византийцев понятие "варяг" носило скорее социальный, чем этнический характер (согласны вы с этим или нет?). Варяги в их понимании - наемная гвардия, этнический состав которой менялся с течением времени. Как уже неоднократно отмечалось, после 1066 г., когда усилился поток англо-саксонских эмигрантов, варяги заговорили по-английски. Для византийцев это было несущественно, но для решения нашего вопроса я считаю некорректным привлекать свидетельства о варягах, полученные после этой даты. 
В виду всего вышесказанного, я бы сформулировал суть обсуждаемого вопроса следующим образом: считаете ли Вы справедливым утверждение: "Среди варягов, находившихся на службе у императора до 1066 г., известную, весьма заметную часть могли составлять скандинавы". Для правомерности моей теории достаточно если вы признаете справедливость этого осторожного утверждения.
Наверх
« Последняя редакция: 07.09.2009 :: 10:22:04 от Рыжов К.В. »  

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и Русь
Ответ #124 - 07.09.2009 :: 11:20:35
 
В всем этом присутствует известная доля путаницы. Путаницы методологической.
Теория, в основе которой лежат гипотезы, теряет право называться теорией. Т.к. сама становится гипотезой, т.е. только лишь предположением, нуждающимся в доказательствах.
Если Вас это устраивает, то спорить собственно не о чем, если нет- придется озадачиться поиском доказательств.
Это первое.
Второе.
Цитата:
При этом нам следует учитывать, что для византийцев понятие "варяг" носило скорее социальный, чем этнический характер (согласны вы с этим или нет?).


Говорить однозначно что понятие "варяг" носит социальный характер никак нельзя.
Варяжество не стало в Византии синонимом наемничества вообще. В законодательных актах варяги стоят в одном ряду с наемниками, подразделяемыми как раз по этническому признаку.

В каком-то смысле ситуация схожа с нынешним понятием гостарбайтер. Если в общем смысле это просто иностранный наемный работник, то в обиходном оно обозначает людей именно с низким социальным статусом, но кроме  того имеет и вполне реальный этнический подтекст.
Наверх
 
KS
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума


KS

Сообщений: 2774
Пол: female
Re: Варяги и Русь
Ответ #125 - 07.09.2009 :: 11:57:51
 
сейчас назначеных губернаторов, которые не из соответсвующего региона, а либо из Москвы либо из другого региона, постоянно называют варягами. в прессе полно упоминаний.
представьте, лет через 500 будут разбирать источники, найдут про губернаторов-варягов, какой-нибудь шибко умный историк отнесет эти документы на основании упоминаний о варягах к Средневековью, и напишет, что варяги, пришедшие на Русь, управляли целыми княжествами (слово "губернаторы" он посчитает за позднюю адаптацию термина и будет думать, что вернул ему исходный характер). или нет, напишут, что в начале 21 века регионами управляли приглашенные в Россию иностранцы-скандинавы или англичане (по этому поводу историческая наука к тому времени ничего конкретного еще не решит).
Смайл
сорри за флуд Смайл но такое впечатление, что в этой теме что-то похожее происходит
Наверх
 
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и Русь
Ответ #126 - 07.09.2009 :: 12:33:19
 
EvS писал(а) 07.09.2009 :: 11:20:35:
В всем этом присутствует известная доля путаницы. Путаницы методологической.
Теория, в основе которой лежат гипотезы, теряет право называться теорией. Т.к. сама становится гипотезой, т.е. только лишь предположением, нуждающимся в доказательствах.
Если Вас это устраивает, то спорить собственно не о чем, если нет- придется озадачиться поиском доказательств.
Это первое.

Поскольку Вы уже второй (после Лисенка) поднимаете этот вопрос, давайте определимся в общих понятиях. Начнем с того, что любая существующая ныне в науке теория в известной мере условна. Она действительна до тех пор, пока удовлетворительным образом увязывает между собой более или менее значительный набор известных фактов. Как только появляются факты, не укладывающиеся в эту теорию, она нуждается в уточнении (как это и было уже с классической Ньютоновской физикой). Далее, любая теория, если ее разложить на элементарные составляющие, в конце концов опирается на какие-то постулаты, то есть утверждения, которые при существующем ныне уровне знаний невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
Норманская теория (я говорю сейчас о всем комплексе утверждений, разработанных несколькими поколениями историков, начиная с Байера и Миллера)  претендует на то, что сводит воедино все множество письменных свидетельств о руси и варягах, давая им логичное и непротиворечивое в своих внутренних частях объяснение. Главный постулат этой теории, на мой взгляд следующий: "Эпоха зарождения Древнерусского государства   пусть порой не совсем ясно, но в целом адекватно освещается в "Повести временных лет"". Лично я понимаю это так: летопись представляет нам не набор случайных, противоречащих друг другу свидетельств, а целостную, продуманную и логичную картину, верную как в целом, так и в своих частях. И историк должен принимать ее целиком, хотя некоторые ее детали (например, утверждения летописца о том, что новгородцы "от рода варяжского" или то, что Рюрик взял с собой "всю русь") могут показаться ему на первый взгляд странными. Подобный подход диктует и определенное, я бы сказал, тенденциозное отношение к внелетописным письменным источникам: не следует создавать из их свидетельств какую-то отдельную картину, но следует вписывать их в контекст летописной версии. И действительно, норманская теория подтвердила, что эти внешние, внелетописные источники в подавляющем большинстве своем очень хорошо укладываются в канву летописного рассказа, уточняя и подтверждая его.
Это то, что касается теорий и постулатов. Теперь о гипотезах. На мой взгляд, гипотеза это некое суждение, высказанное в форме предположения, увязывающее известный набор фактов с определенной теорией. Как видите, оно не может быть просто "взята с потолка". Если вернуться к нашему спору, то гипотезой является высказанное мною суждение: "Первоначальная русь это потомки скандинавских переселенцев, осевших в Западной Эстонии, смешавшихся с чудью и осознающих себя как некую общность  со своим самоназванием". С одной стороны моя гипотеза входит в структуру общей норманской теории, с другой стороны она проясняет целый ряд фактов, которые до этого не получили в этой теории исчерпывающего истолкования. Факты эти: 1)каким образом финское название Швеции сделалось самоназванием восточнославянского народа; 2)возможная этническая и языковая близость между призывающими племенами и призванными варягами (при том, что варяги эти не были славянами); 3)почему новгородцы "от рода варяжского", 4)почему Рюрик взял с собой "всю русь"; 5)где находится "остров русов"; 6)почему послы народа рос, явившиеся к Людовику Благочестивому, оказались шведами и целого ряда других.
И последнее. Конкретно мою гипотезу мы с Вами еще вообще не обсуждали. Вся наша дискуссия пока не вышла за рамки общих вопросов норманской теории (которую я, разумеется, всецело разделяю и потому защищаю).
Наверх
« Последняя редакция: 07.09.2009 :: 13:48:28 от Рыжов К.В. »  

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и Русь
Ответ #127 - 07.09.2009 :: 13:45:33
 
EvS писал(а) 07.09.2009 :: 11:20:35:
Говорить однозначно что понятие "варяг" носит социальный характер никак нельзя.

В принципе, я согласен с этим. Но все же к концу XI века этническая составляющая уже не являлась определяющей. EvS писал(а) 07.09.2009 :: 11:20:35:
Варяжество не стало в Византии синонимом наемничества вообще.

Это так. И тем не менее понятие "варяг" всегда имело в себе некий "привкус" наемничества. И так было не только в Византии. Те варяги, которые сражались за Владимира и Ярослава делали это не за красивые глаза.
Наверх
 

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и Русь
Ответ #128 - 07.09.2009 :: 20:22:43
 
Цитата:
Далее, любая теория, если ее разложить на элементарные составляющие, в конце концов опирается на какие-то постулаты, то есть утверждения, которые при существующем ныне уровне знаний невозможно ни доказать, ни опровергнуть.


Вот с этим понятием надо поосторожнее. Хотя зачастую значение этого термина размазано, тем не менее оно существует и накладывает определенные ограничения.
Так вот, в основе теорий лежат все-таки аксиомы- это базовые положения  которые эмпирически достоверны в рамках данной теории.
Постулат -  базовое утверждение для какой-то гипотезы, не очевидное эмпирически.

Цитата:
Подобный подход диктует и определенное, я бы сказал, тенденциозное отношение к внелетописным письменным источникам: не следует создавать из их свидетельств какую-то отдельную картину, но следует вписывать их в контекст летописной версии.


А вот это уже напрямую противоречит научному методу. Тем более что не решен вопрос с предпочтением ПВЛ.

Цитата:
На мой взгляд, гипотеза это некое суждение, высказанное в форме предположения, увязывающее известный набор фактов с определенной теорией.


Гипотеза в общем случае -выдвигаемое для объяснения каких-л. явлений научное предположение, достоверность которого еще не доказана опытным путем.

Цитата:
Факты эти: 1)каким образом финское название Швеции сделалось самоназванием восточнославянского народа; 2)возможная этническая и языковая близость между призывающими племенами и призванными варягами (при том, что варяги эти не были славянами); 3)почему новгородцы "от рода варяжского", 4)почему Рюрик взял с собой "всю русь"; 5)где находится "остров русов"; 6)почему послы народа рос, явившиеся к Людовику Благочестивому, оказались шведами и целого ряда других.


Факт - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена.
Т.о.: п. 1 под понятие факт никак не подпадает.
        п.2 - выражение в скобках тоже фактом не является.
        п. 3-6 под понятие факт тоже не подпадают.

Цитата:
Но все же к концу XI века этническая составляющая уже не являлась определяющей.


Нас все-таки интересует период конец X - первая половина XI века.

Цитата:
И тем не менее понятие "варяг" всегда имело в себе некий "привкус" наемничества.


Имело. Но было ли определяющим?
Наверх
 
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и Русь
Ответ #129 - 07.09.2009 :: 22:11:54
 
EvS писал(а) 07.09.2009 :: 20:22:43:
п. 3-6 под понятие факт тоже не подпадают.

Все остальное оставим как есть. Вы меня поняли, я понял Вас. А вот насчет этих четырех пунктов можно узнать Ваше мнение подробнее?
Наверх
 

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и Русь
Ответ #130 - 08.09.2009 :: 11:42:18
 
Рыжов К.В. писал(а) 07.09.2009 :: 22:11:54:
EvS писал(а) 07.09.2009 :: 20:22:43:
п. 3-6 под понятие факт тоже не подпадают.

Все остальное оставим как есть. Вы меня поняли, я понял Вас. А вот насчет этих четырех пунктов можно узнать Ваше мнение подробнее?


Ну, для начала, эти пункты сформулированы в виде вопросов, а не утверждений. Смайл
Просто я исхожу из того, что все сведения нужно стараться проверять.
п.3 - встает вопрос : А о ком собственно речь? О всех ли новгородцах, т.е. жителях того региона, части ли, если да, то какой именно? 
п.4- это опять же только сведения ПВЛ, требующие дополнительной проверки.
п.5- на сегодняшний момент есть несколько гипотез, с той или иной степенью подтвержденности.
п.6 - читаем еще раз: Людовик, " тщательно расследовав цели их прибытия... узнал, что они из народа шведов (Sueones), и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями, или нет".
  Итак перед Людовиком предстают люди, заявляющие , что они послы народа Рос и тамошнего кагана. Но Людовик почему-то начинает расследование и выясняет что это шведы, а кроме того разведчики. Так кто сказал, что это в самом деле послы русов, а не шведские засланцы, выдающиеся себя за таковых?
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5169
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Варяги и Русь
Ответ #131 - 08.09.2009 :: 12:43:14
 
Участники спора почитайте вот это http://library.narod.ru/saga/osnova204.htm
Наверх
 
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и Русь
Ответ #132 - 08.09.2009 :: 14:56:41
 
EvS писал(а) 08.09.2009 :: 11:42:18:
Просто я исхожу из того, что все сведения нужно стараться проверять.

Ваш подход, разумеется, можно только приветствовать. Надо, надо все проверять, а еще лучше перепроверять. Но вот вопрос: как поступать в том случае, если имеется только краткая, словно невзначай брошенная фраза летописца и больше ничего? В пунктах 3 и 4 речь как раз и идет о такого рода свидетельствах. Они породили весьма обширную литературу, с которой при желании можно ознакомиться. Большинство историков воспринимают их с некоторым недоумением. Антинорманисты всегда видели в них удобный повод упрекнуть летописца в наивности. Первые норманисты настаивали на буквальном понимании текста летописи. Но поскольку их оппоненты справедливо указывали на то, что нигде в Германии и Скандинавии народ с таким странным именем не зафиксирован, они так же заколебались. А поскольку потом утвердилось, на мой взгляд, ошибочное мнение, что этноним "русь" восходит к шведскому "гребцы", то и повод для спора отпал.
На мой взгляд, два данных свидетельства (о варяжском происхождении новгородцев и о народе русь) очень важны и взаимосвязаны. Они не только не затемняют (как многие считают) рассказ летописца, но, напротив, многое в нем проясняют.
Вот эти свидетельства. НПЛ (Новгородская первая летопись), поведав о призвании братьев-варягов и об утверждении Рюрика в Новгороде, говорит: "И от тех варяг, находников тех, прозвалась русь, и от тех слывет Руская земля; и суть  новгородские люди до сегодняшнего дня от рода варяжского".  В ПВЛ это же место звучит так: "Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне". Речь здесь очевидно идет о жителях только города Новгорода. По крайней мере, я бы не рискнул распространять это свидетельство на всех словен. Что убеждает нас в том, что свидетельство летописца следует толковать буквально? В первую очередь сомнение в том, что Новгород на момент призвания варягов действительно являлся крупным центром словен. И сомнения эти возникли уже у младших современников Нестора. Один из редакторов его труда указал, что Рюрик на самом деле был призван не в Новгород, а в Ладогу. И только несколькими годами позже, уже после смерти братьев, варяжский князь обосновался на берегах Волхова. Получалось так, что Новгород, который, как многие считают, играл едва ли не первую роль в призвании варягов, на самом деле обрел заметное значение только в княжение Рюрика. Современные археологические открытия подтвердили данный факт. Как известно, новгородская почва имеет благодатное для археологов свойство: в ней хорошо сохраняются остатки дерева. Изучая уникальный рисунок годовых колец на бревнах, археологи могут с необычайной точностью определить, в каком году было срублено то или иной дерево, использованное потом при ремонте городских мостовых.  Исследования показали, что древнейшие из обнаруженных построек на территории Новгорода относятся к первой трети Х века. Фактически же территория Новгорода начала интенсивно заселяться только в середине столетия. Первоначально возникли отдельные поселки - будущие Наревский, Словенский и Людин концы. Объединение поселков в единый город завершилось во второй половине Х века со строительством Детинца (крепости). Выходит, что Новгорода в эпоху призвания варягов просто не существовало? Если судить строго фактически, то да. Но в 2 км от Новгорода, вверх по течению Волхова, на острове, образованном прибрежьем Ильменя, правым берегом Волхова и Волховцем было обнаружено Городище, основанное в последних десятилетиях IX века. Позже, в XII-XV веках именно тут находилась резиденция новгородских князей. Большинство современных историков считают, что все летописные упоминания Новгорода в IX веке относятся как раз к этому месту, хотя, скорее всего, называлось оно тогда иначе. Лишь после того, когда в Х веке появился  Детинец, он и стал именоваться Новгородом, причем, «новым» его считали как раз по отношению к «старому» Городищу. Позже это название распространилось на все концы.
Зато древности Ладоги оказались безупречными. В известном смысле, реальность даже превзошла ожидания. Поселение на берегах реки Ладожки было основано уже в середине VIII века и, по-видимому, действительно являлось племенным центром ильменьских словен. Что до Городища, то оно, как считают археологи, возникло не ранее середины IX в., и дата его рождения фактически совпадает с датой призвания. Итак, мы можем с очень большим основанием утверждать, что славянское население Новгорода на момент призвания было весьма незначительно и варяги, если их было достаточно много, вполне могли сделаться его основным населением.
Но действительно ли варягов было так много? Тут следует вспомнить лаконичное сообщение летописца о том, что братья-варяги, отправляясь к призвавшим их славянам и финнам, взяли с собой "всю русь". Обычно считается, что варяжские князья явились к славянам и финнам только со своими родичами и небольшими дружинами, что весь факт  «призвания» вылился просто в утверждении на новгородском столе князя иноземного происхождения.
Но если всмотреться внимательно в сообщения летописца, событие это не выглядит так ординарно. Если верить летописцу, то речь идет о переселении с берегов Балтийского моря в глубь Восточно-Европейской равнины пусть небольшого, но все-таки народа. Как велико было количество изначальной руси? Арабский историк Гардизи говорит о  «ста тысячах» русов. Скорее всего, он преувеличивает, но мы вполне можем говорить о "тысячах" русов.   О весьма внушительном количестве пришельцев говорит и та легкость, с которой утвердили они свой контроль над всеми речными развязками на торговом пути из Прибалтики к Волге. Проходит всего несколько лет после призвания, а Рюрик уже «властвует» не только над Новгородом, Изборском и Белозером, но так же над Полоцком, Ростовом и Муромом. И повсюду «находники»-варяги поддерживают его власть личным присутствием. Едва объявившись на севере,  русь стремительно растекается во все стороны.  Менее всего это напоминает действия «небольшой» княжеской дружины, скорее перед нами «народ-войско», выступающий по собственной инициативе.
Но ничто не свидетельствует так красноречиво о переизбытке материальных средств, людей, энергии и инициативы, как заграничные походы руси. Все крупные экспедиции, осуществленные этим народом в середине IX века, не являлись, по сути, княжескими предприятиями. Из сообщений персидского историка XIII века Ибн Исфендийара мы узнаем о первой крупномасштабная экспедиция русов на Каспий. Она пришлась на годы правления  Алида ал-Хасана ибн Зайда, царствовавшего в 864-884 годах, и была направлена  против принадлежавшего ему города Абаскуна  на южном побережье Каспия. Хасан двинул против русов войска и всех перебил. Наша летопись об этом «рейде» в сторону Каспия хранит полное молчание. Видимо, он был предпринят на свой страх и риск какой-то группой руси, далекой от княжеского двора. То же самое можно сказать об известном походе 860 года на Константинополь, во главе которого оказались «варяги некняжеского рода» Аскольд и Дир. Уже то, что в период энергичного утверждения власти Рюрика на западе (среди полочан) и на востоке (среди мери и муромы)  нашлось внушительное количество  «свободной» руси, готовой  пуститься в далекие южные походы, подтверждает наше предположение: за «призванием» князей надо в действительности видеть «исход» народа. Ведь, по словам Продолжателя Амартола, русь явилась тогда под стены византийской столицы на двухстах (а по свидетельству Иоанна Диакона, даже на трехстах шестидесяти) кораблях. И ни один источник не упоминает о возможных союзниках руси - славянах. Это было «чисто русское» предприятие, равно свидетельствующее как о многочисленности пришлой  руси, так и о ее дерзости.
О том, что Новгород, после ухода на юг Олега с большим количеством руси продолжал оставаться "варяжским" городом косвенно свидетельствует рассказ о данях, которыми Олег обложил подвластные ему племена.  В НПЛ говориться, что Игорь (который действует вместе с Олегом) "дани устави  словеномъ и варягомъ даяти, и кривичем и мерямъ дань даяти варягом, а от Новагорода 300 гривенъ на лето мира деля, еже не дають". Этот не совсем ясный текст (в ПВЛ он еще более темный) я понимаю в том смысле, что дань платят здесь, во-первых, "словени и варяги", а во вторых, "кривичи и меря". На первый взгляд эта картина выглядит странно. Варяги оказываются и среди плательщиков дани  и среди ее получателей. Думаю, что получателями дани были те варяги, которые обосновались в Киеве, а платили те, кто остался в Новгороде. Это подчеркнуто тем, что Новгород оказывается отделенным от остальных словен в особую "податную единицу". Его жители, "мира деля" (т.е. всем миром) посылают в Киев каждое лето по 300 гривен.
Вот какие соображения приходят мне в голову, относительно сообщений летописца о том, что новгородцы "от рода варяжского". А вы что думаете на это счет?
Наверх
« Последняя редакция: 08.09.2009 :: 15:06:52 от Рыжов К.В. »  

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и Русь
Ответ #133 - 08.09.2009 :: 16:06:12
 
Юстиниан писал(а) 08.09.2009 :: 12:43:14:
Участники спора почитайте вот это

Спасибо, Юстиниан! Прочитал с большим вниманием. Общее впечатление печальное. Двумя-тремя фразами автор разделывается с проблемами, которые с наскока никогда не решишь. Отношение к летописцу - высокомерно-покровительственное. Значит варяги IX века это просто недоразумение? Значит в основе Новгородской первой летописи дефектный экземпляр ПВЛ? А "варяжская легенда" это всего лишь результат недобросовестной редакции? Грустно, господа. Даже спорить неохота.
Наверх
 

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
Вне Форума


Никто кроме нас.

Сообщений: 48300
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Варяги и Русь
Ответ #134 - 10.09.2009 :: 08:36:32
 
http://www.portal-slovo.ru/history/40214.php

а я вот еще на что натолкнулся...
Наверх
 

Пугать меня вздумали? Да у меня банов больше, чем Вы в жизни видели воробьёв. (с) НВД
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и Русь
Ответ #135 - 10.09.2009 :: 10:12:11
 
Zealot писал(а) 10.09.2009 :: 08:36:32:
а я вот еще на что натолкнулся

На мой взгляд,  все историки, пытающиеся разыскать в начальной летописи всякого рода подчистки, вставки и злостные редакции, вступают на очень скользкий путь. Добро бы летописные свидетельства звучали как явная нелепица. Но ведь этого нет! Есть неясности, которые надо методично и спокойно разъяснять, глубоко вникая в текст летописи и логику мышления средневекового человека. Вместо этого мы торопимся "отредактировать" текст источника и подогнать его под наши собственные теории. Но вот вопрос: как историк, объявляющий то или иное место летописи "позднейшей вставкой" может это доказать? В свое время я методично просмотрел все эти "доказательства" в трудах Шахматова и Рыбакова. В большинстве своем они очень спорны. Я, по крайней мере, не решился бы возводить на подобных "рассуждениях" серьезную теорию. Однако это делается сплошь и рядом. Одно из главных "достижений" антинорманизма в том и состоит, что он сумел внушить твердое убеждение: летописцу нельзя доверять! Стало даже как-то неприлично утверждать что-то обратное. Одно меня утешает: все эти любители подгонять источник под собственные домыслы, никогда не смогут научно обосновать свою "правку". Все равно придется читать летопись и в ней одной искать ответы на все вопросы.
Наверх
« Последняя редакция: 10.09.2009 :: 15:12:01 от Рыжов К.В. »  

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
ArtRu
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 825
Пол: male
Re: Варяги и Русь
Ответ #136 - 10.09.2009 :: 12:18:25
 
Рыжов К.В. писал(а) 10.09.2009 :: 10:12:11:
В свое время я методично просмотрел все эти "доказательства" в трудах Шахматова и Рыбакова. В большинстве своем они очень спорны.


Даже более того, несмотря на все мое уважение к Рыбакову его теория о подделывании ПВЛ выглядит неудачной, даже высосаной из пальца. Его радикальный антинорманизм в отсутствии всякой доказательной базы режет глаза.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и Русь
Ответ #137 - 14.09.2009 :: 09:35:53
 
Юстиниан писал(а) 08.09.2009 :: 12:43:14:
Участники спора почитайте вот это http://library.narod.ru/saga/osnova204.htm


Это давно известно.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 13544
Пол: male
Re: Варяги и Русь
Ответ #138 - 14.09.2009 :: 10:58:46
 
Цитата:
Но вот вопрос: как поступать в том случае, если имеется только краткая, словно невзначай брошенная фраза летописца и больше ничего? В пунктах 3 и 4 речь как раз и идет о такого рода свидетельствах.


Так ли уж и ничего? И русь и варяги не в вакууме обитали, чтобы даже в случае ухода оставить после себя такой же вакуум. Наконец анализировать саму летопись.
Она непротиворечива внутри самой себя. В свете того, что Новгород основан русами утверждение, что новгородцы находники выглядит вполне логичным. Но, пусть даже речь идет о городище, какие археологические данные говорят о наличии там значительного западноевропейского неславянского элемента? Где данные по Европе, что в каком-то месте в 9 веке произошло замещение одного этноса другим? Вы пишите о походе на Каспий, но тот же Йакуб оставил свидетельство о масштабном нападении  в 884 году русов на Севилью, отразить которое удалось только собрав значительные силы. При такой обширной операционной базе русов само понятие "исход" не становится странным?
А как быть с тем, что сами новгородцы на протяжении веков отказываются называть себя русскими, упорно говоря "словене/новгородцы"?
Цитата:
Но ничто не свидетельствует так красноречиво о переизбытке материальных средств, людей, энергии и инициативы, как заграничные походы руси.

Угу. Вот только каждый новый киевский князь вынужден начинать свою деятельность с походов и установления даней соседним племенам. Так делают и Олег, и Игорь, и Святослав.  Иначе  просто "И Деревляне затворишася от Игоря по Олеговой смерти".

Цитата:
О том, что Новгород, после ухода на юг Олега с большим количеством руси продолжал оставаться "варяжским" городом косвенно свидетельствует рассказ о данях, которыми Олег обложил подвластные ему племена.  В НПЛ говориться, что Игорь (который действует вместе с Олегом) "дани устави  словеномъ и варягомъ даяти, и кривичем и мерямъ дань даяти варягом, а от Новагорода 300 гривенъ на лето мира деля, еже не дають". Этот не совсем ясный текст (в ПВЛ он еще более темный) я понимаю в том смысле, что дань платят здесь, во-первых, "словени и варяги", а во вторых, "кривичи и меря". На первый взгляд эта картина выглядит странно. Варяги оказываются и среди плательщиков дани  и среди ее получателей. Думаю, что получателями дани были те варяги, которые обосновались в Киеве, а платили те, кто остался в Новгороде. Это подчеркнуто тем, что Новгород оказывается отделенным от остальных словен в особую "податную единицу". Его жители, "мира деля" (т.е. всем миром) посылают в Киев каждое лето по 300 гривен.


Там ни слова нет о том, что Новгород платит дань Киеву или даже Олегу или Игорю. Речь идет дани варягам, причем выплачивалась до смерти Ярослава. Это как понять? После смерти Ярослава Новгород Киеву перестал платить?
После "ухода" Олега  из Новгорода, он вообще выпадает из летописания почти на сто лет. Никаких упоминаний о нем нет.
Наверх
 
Рыжов К.В.
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 134
Пол: male

МОПИ им. Крупской
Re: Варяги и Русь
Ответ #139 - 14.09.2009 :: 16:26:49
 
Уважаемый EvS, рад Вашему возвращению!Хотя и не могу признать нашу дискуссию удовлетворительной. Скачем мы с Вами с одного вопроса на другой, а толк от этого не велик. Мне иногда кажется, что норманисты с антинорманистамами не могут прийти к какой-то согласованной позиции еще и потому, что всяк старается закидать противника кучей аргументов, не слушая возражений и даже не стараясь в них вникнуть. Между тем, прийти к каким-то определенным выводам можно лишь тогда, когда от сложных вопросов (не выходя за пределы строго очерченной темы) переходят к более элементарным подвопросам, исследуют их до самого конца, а потом возвращаются к следующему вопросу. Я предлагаю Вам следовать той же методе, а потому постараюсь вновь определиться с тем, о чем у нас идер разговор.
Итак, мы с Вами обсуждаем мою гипотезу, которую я рассматриваю как один из возможных вариантов старой норманской теории. Конкретно она сводится к следующим основным положениям:
1)Самое широкое толкование летописного понятия в "варяг" в летописных статьях до 1110/14 гг. - это "выходец из Скандинавии".
2)В некоторых случаях мы можем понимать под"варягами" конкретно шведских колонистов, расселившихся на восточном берегу Балтийского моря.
3)Изначальная русь и есть потомки такого рода колонистов, расселившиеся на островах вблизи берегов Западной Эстонии, смешавшиеся с местной чудью, перенявшие в чем-то их обычаи и язык и имевшие собственное самоназвание, близкое по звучанию к финскому Ruotsi или эстонскому Roots.
4)В середине IX в этот народ (я подчеркиваю это слово) был призван словенами, изборскими кривичами, белозерской весью и чудью (эстами), причем все эти племена добровольно признали власть "русских" князей.
Я берусь доказать, что все вышеприведенные положения:
а)не противоречат свидетельствам летописца;
б)не противоречат подавляющему большинству иностранных свидетельств.
Я знаю, что Вы не принимаете ни одного из данных положений. Но давайте не будем обсуждать сразу все вместе (толку от этого все равно не будет), а вернемся к обсуждению более узкой темы, которая обозначилась у нас в последние дни и поговорим конкретно о ней.
Итак, мы стали обсуждать с Вами весьма любопытное свидетельство летописца о том, что Рюрик и его братья, отправляясь к призвавшим их племенам, взяли с собой "всю русь". В тесной связи с ним, как мне кажется, находится другое сообщение летописца о том, что новгородцы "от рода варяжского". Для меня будет достаточно, если Вы признаете, что предложенная мною гипотеза очень хорошо разъясняет эти темные места летописи и не вступает в противоречие с другими летописными свидетельствами, которые я привлек для ее подтверждения.
На выдвинутые Вами возражения я буду отвечать не вообще, но лишь в контексте обозначенной темы.
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:
В свете того, что Новгород основан русами утверждение, что новгородцы находники выглядит вполне логичным.

Я не настаиваю на том, что Рюриково городище или Новгород были основаны пришлой русью. Я вполне доверяю свидетельству летописца, что "прежде были словене". Для меня важно подчеркнуть, что с прибытием Рюрика пришлые варяги составили большую часть населения этого города (как его не называй). Собственно, спорить тут не о чем, так как об этом свидетельствует летопись. Для меня же это свидетельство важно в том смысле, что подтверждает многочисленность пришлой руси. Настаивая на буквальном понимании этого места летописи я хочу сказать: "Призвание" - это "исход" народа, а не просто прибытие иноземного князя с небольшой дружиной.
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:
Но, пусть даже речь идет о городище, какие археологические данные говорят о наличии там значительного западноевропейского неславянского элемента? Где данные по Европе, что в каком-то месте в 9 веке произошло замещение одного этноса другим?

В этой фразе Вы поднимаете два разных вопроса. Прежде всего об археологии. Я уже высказал свои сомнения на этот счет выше в споре с Юстинианом. Можете почитать их. Скорей всего, Вы думаете иначе, но спорить на этот счет сейчас я считаю несвоевременным. Давайте прежде разберем свидетельства письменных источников, а к археологии обратимся тогда, когда увидим, что все другие доводы исчерпаны. Далее, разве речь идет о "замещении одного этноса другим"? Речь идет даже не о завоевании, а о призвании. Я говорю лишь о том, что достаточно большая группа фино-скандинавов (несколько тысяч, если хотите) с согласия туземных племен переселилась сначала в Приильменье, а потом в Приднепровье. Почти сразу же она начала смешиваться с местным славянским населением. Присутствие этих переселенцев не ощущается уже за пределами княжения Святослава. Я уверен, что призвание это было одинаково выгодно, как призывающим, так и призванным. Но давайте не будем браться сразу за обсуждение данной темы, а постараемся понять, кто были эти "призывающие" и эти "призванные".
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:
Вы пишите о походе на Каспий, но тот же Йакуб оставил свидетельство о масштабном нападениив 884 году русов на Севилью, отразить которое удалось только собрав значительные силы. При такой обширной операционной базе русов само понятие "исход" не становится странным?

Насколько я знаю (пусть меня поправят, если я ошибаюсь), Ибн Йакуб сообщает только об одном походе народа "ар-рус" на Севилью - 843/844 гг. Замечу так же, что представители этого народа определенно именуются "огнепоклонниками". Поскольку имя руси прогремело тогда и на востоке и на западе, о ней было известно и в Византии, и в империи франков, я не понимаю, как это свидетельство может опровергнуть мою гипотезу. О походах тюркской по своему происхождению руси в ал-Андалус сообщают так же историки Х века Ибн Хаукаль и ал-Масуди, но они не называют конкретной даты. Обычно считают что речь здесь  идет о более  поздних войнах с Византией.
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:
А как быть с тем, что сами новгородцы на протяжении веков отказываются называть себя русскими, упорно говоря "словене/новгородцы"?

Свои соображения по данному вопросу я изложил в 107 ответе от 5 сентября.
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:
Вот только каждый новый киевский князь вынужден начинать свою деятельность с походов и установления даней соседним племенам. Так делают и Олег, и Игорь, и Святослав.Иначепросто "И Деревляне затворишася от Игоря по Олеговой смерти".

Как это противоречит тому факту, что русь в 860 г. явилась под стены Константинополя на 200 или на 360 кораблях? Ведь речь идет только об этом!
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:
Там ни слова нет о том, что Новгород платит дань Киеву или даже Олегу или Игорю. Речь идет дани варягам, причем выплачивалась до смерти Ярослава. Это как понять? После смерти Ярослава Новгород Киеву перестал платить?

Я обращаю Ваше внимание, что рассматривается текст Новгородской первой летописи младшего извода, а не текст ПВЛ. Перечитайте его внимательно, и Вы увидите, что речь идет о дани в пользу Игоря (который действует в НПЛ вместе с Олегом). И Новгород здесь отделен от остальных словен. Не знаю, важно ли для нашего спора выяснять, почему дань перестали платить после смерти Ярослава. Пусть желающие выскажутся по этому вопросу.
Наверх
« Последняя редакция: 14.09.2009 :: 16:41:36 от Рыжов К.В. »  

Константин Рыжов на сервере "Проза.ру"
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 9 ... 32
Печать