Уважаемый EvS, рад Вашему возвращению!Хотя и не могу признать нашу дискуссию удовлетворительной. Скачем мы с Вами с одного вопроса на другой, а толк от этого не велик. Мне иногда кажется, что норманисты с антинорманистамами не могут прийти к какой-то согласованной позиции еще и потому, что всяк старается закидать противника кучей аргументов, не слушая возражений и даже не стараясь в них вникнуть. Между тем, прийти к каким-то определенным выводам можно лишь тогда, когда от сложных вопросов (не выходя за пределы строго очерченной темы) переходят к более элементарным подвопросам, исследуют их до самого конца, а потом возвращаются к следующему вопросу. Я предлагаю Вам следовать той же методе, а потому постараюсь вновь определиться с тем, о чем у нас идер разговор.
Итак, мы с Вами обсуждаем мою гипотезу, которую я рассматриваю как один из возможных вариантов старой норманской теории. Конкретно она сводится к следующим основным положениям:
1)Самое широкое толкование лето
писного понятия в "варяг" в летописных статьях до 1110/14 гг. - это "выходец из Скандинавии".
2)В некоторых случаях мы можем понимать под"варягами" конкретно шведских колонистов, расселившихся на восточном берегу Балтийского моря.
3)Изначальная русь и есть потомки такого рода колонистов, расселившиеся на островах вблизи берегов Западной Эстонии, смешавшиеся с местной чудью, перенявшие в чем-то их обычаи и язык и имевшие собственное самоназвание, близкое по звучанию к финскому Ruotsi или эстонскому Roots.
4)В середине IX в этот нар
од (я подчеркиваю это слово) был призван словенами, изборскими кривичами, белозерской весью и чудью (эстами), причем все эти племена добровольно признали власть "русских" князей.
Я берусь доказать, что все вышеприведенные положения:
а)
не противоречат свидетельствам летописца;
б)
не противоречат подавляющему большинству иностранных свидетельств.
Я знаю, что Вы не принимаете ни одного из данных положений. Но давайте не будем обсуждать сразу все вместе (толку от этого все равно не будет), а вернемся к обсуждению более узкой темы, которая обозначилась у нас в последние дни и поговорим конкретно о ней.
Итак, мы стали обсуждать с Вами весьма любопытное свидетельство летописца о том, что Рюрик и его братья, отправляясь к призвавшим их племенам, взяли с собой "всю русь". В тесной связи с ним, как мне кажется, находится другое сообщение летописца о том, что новгородцы "от рода варяжского". Для меня
будет достаточно, если Вы признаете, что предложенная мною гипотеза
очень хорошо разъясняет эти темные места летописи и не вступает в противоречие с другими летописными свидетельствами, которые я привлек для ее подтверждения.
На выдвинутые Вами возражения я буду отвечать не вообще, но лишь в контексте обозначенной темы.
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:В свете того, что Новгород основан русами утверждение, что новгородцы находники выглядит вполне логичным.
Я не настаиваю на том, что Рюриково городище или Новгород были основаны пришлой русью. Я вполне доверяю свидетельству летописца, что "прежде были словене". Для меня важно подчеркнуть, что с прибытием Рюрика пришлые варяги составили большую часть населения этого города (как его не называй). Собственно, спорить тут не о чем, так как об этом свидетельствует летопись. Для меня же это свидетельство важно в том смысле, что подтверждает многочисленность пришлой руси. Настаивая на буквальном понимании этого места летописи я хочу сказать: "Призвание" - это "исход" народа, а не просто прибытие иноземного князя с небольшой дружиной.
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:Но, пусть даже речь идет о городище, какие археологические данные говорят о наличии там значительного западноевропейского неславянского элемента? Где данные по Европе, что в каком-то месте в 9 веке произошло замещение одного этноса другим?
В этой фразе Вы поднимаете два разных вопроса. Прежде всего об археологии. Я уже высказал свои сомнения на этот счет выше в споре с Юстинианом. Можете почитать их. Скорей всего, Вы думаете иначе, но спорить на этот счет сейчас я считаю несвоевременным. Давайте прежде разберем свидетельства письменных источников, а к археологии обратимся тогда, когда увидим, что все другие доводы исчерпаны. Далее, разве речь идет о "замещении одного этноса другим"? Речь идет даже не о завоевании, а о призвании. Я говорю лишь о том, что достаточно большая группа фино-скандинавов (несколько тысяч, если хотите) с согласия туземных племен переселилась сначала в Приильменье, а потом в Приднепровье. Почти сразу же она начала смешиваться с местным славянским населением. Присутствие этих переселенцев не ощущается уже за пределами княжения Святослава. Я уверен, что призвание это было одинаково выгодно, как призывающим, так и призванным. Но давайте не будем браться сразу за обсуждение данной темы, а постараемся понять, кто были эти "призывающие" и эти "призванные".
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:Вы пишите о походе на Каспий, но тот же Йакуб оставил свидетельство о масштабном нападениив 884 году русов на Севилью, отразить которое удалось только собрав значительные силы. При такой обширной операционной базе русов само понятие "исход" не становится странным?
Насколько я знаю (пусть меня поправят, если я ошибаюсь), Ибн Йакуб сообщает только об одном походе народа "ар-рус" на Севилью - 843/844 гг. Замечу так же, что представители этого народа определенно именуются "огнепоклонниками". Поскольку имя руси прогремело тогда и на востоке и на западе, о ней было известно и в Византии, и в империи франков, я не понимаю, как это свидетельство может опровергнуть мою гипотезу. О походах тюркской по своему происхождению руси в
ал-Андалус сообщают так же историки Х века Ибн Хаукаль и ал-Масуди, но они не называют конкретной даты. Обычно считают что речь здесь идет о более поздних войнах с Византией.
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:А как быть с тем, что сами новгородцы на протяжении веков отказываются называть себя русскими, упорно говоря "словене/новгородцы"?
Свои соображения по данному вопросу я изложил в 107 ответе от 5 сентября.
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:Вот только каждый новый киевский князь вынужден начинать свою деятельность с походов и установления даней соседним племенам. Так делают и Олег, и Игорь, и Святослав.Иначепросто "И Деревляне затворишася от Игоря по Олеговой смерти".
Как это противоречит тому факту, что русь в 860 г. явилась под стены Константинополя на 200 или на 360 кораблях? Ведь речь идет только об этом!
EvS писал(а) 14.09.2009 :: 10:58:46:Там ни слова нет о том, что Новгород платит дань Киеву или даже Олегу или Игорю. Речь идет дани варягам, причем выплачивалась до смерти Ярослава. Это как понять? После смерти Ярослава Новгород Киеву перестал платить?
Я обращаю Ваше внимание, что рассматривается текст Новгородской первой летописи младшего извода, а не текст ПВЛ. Перечитайте его внимательно, и Вы увидите, что речь идет о дани в пользу Игоря (который действует в НПЛ вместе с Олегом). И Новгород здесь отделен от остальных словен. Не знаю, важно ли для нашего спора выяснять, почему дань перестали платить после смерти Ярослава. Пусть желающие выскажутся по этому вопросу.