Царство Армянских Багратуни
или Витязи креста 1Армяне (самоназвание (h)ай*) – один из древнейших народов мира, о которых есть упоминание уже в клинописних таблицах Шумера и Аккада. Они с начала осознонной истории человечества жыли на територии Армянской Нагории. Армяне, не раз успешно отражая завоеватеьлние стремления таких мировых держав своих времен как
Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Хетти, Египет, Мидия, Ахеменидская Персия, Селевкидское царство, Понтийское царство, Парфянское царство, Рим и Сасанидская Персия, за это время много раз захвативли инициативу и, сами переходя в наступление, добивались верховенство в регионе. В храбрость армянских воинов, доблесть коралей, мужество народа и организованность армии не раз разбывались орды таких буйных кочевников, как
аморейцы, “народы моря”, арамейцы, кимерийцы, скифи, сармати, готы, массагеты, гуны, хазары и тд. Число регулярной армянской армии как правило колебалась в границе
100-120.000. В время “отечественних войн”, а армяне как правило вели именно такие воны, оно попалнялась ополченацми из народа.
В Древнейшие время в всем мире гремела слава
колесничих войск армян, чего стоит только Арийские походы на Восток Ариев (Ар-менов, Арийских мужчин) или завоевания Египта Айками, которых на греческой манер называли “Айксос”.
В Древние и в Средние века в большем почете была
армянская бронированная тяжелая конница, всадники которых были несколько легче например парфянских, зато были более поворотливи, а на вооружении имели также лук и стрелы. Неудача походов Красса и Антонии римские источники в многом обясняют тем, что они были лишены п
оддержки прекрасной армянской конницы. Заслуженной славой пользовалась и армянская пехота, особо стойкая при ведении войн в горах и при обороне крепостей. Тяжелая пехота была в состаянии вести правилный бой в горах и остновить даже тяжелую конницы, а слава лучников давно перешла границы страны. В время отступлении 10.000 греков через Армению Ксенофонт, этот професиональный воин которого в военном деле трудно было чем-то удивить, с удивлением писал. “
Враги сильно наседали, а так как дорога проходила через теснины, то они, подойдя на близкое расстояние, стреляли из луков... В это время пали доблестный лаконец Леоним, пораженный стрелой в бок через щит и кожаный панцырь, и Басий-аркадянин, у которого голова была пронзена насквозь”. Он же несколько пожже прямо костатирует: “
Стрелы их пробивали щиты и панцыри. Когда эллины овладевали стрелами, то пользовались ими как дротиками, снабдив их ремнями”. Вражеские полководцы, обясняя свои неудачы, часто сетовали на прекрасный армянский лук и стрелы. “
И все таки враги не понесли урона”,- с горестью костатирует Дион Кассии разгром армии Лукколла армянской конницей в бытве при Арацани 15-ого сентября 68-ого года д.н.э.,- “
а возврашаясь назад и расстреливая преследуюших, многих убили, а других ранили. А раны были тяжелими и труднолечимими, так-как они употребляли стрели с такими наконечниками, которые, будучи прикрипленным друг с другом особым способом, быстро убивали и в случае, когда оставались в теле раненого, и в случае винимания, так как один из железных наконечников, который не был прикреплен, оставался в ране”.
В 301-ом году армяне, первими в мире, благарадря деятельности неподимого богатиря своего времени, армянского царя Трдата II-ого Великого и святого Григора Лусаворича, первого католикоса армян, приняли христианство как государственную религию. Это стало огромным стимулом в деле культорного и морально-этического прогресса. Несколько пожже, понимая важность независимости армянской церкви, армянские цари добились ее
полного разделения от Римской.
Стал рождатса новый тип армянского воина –
воина, витяза креста, который по словам Павстоса Бюзанда, этого
трубадора витязей креста. “
во все дни своей жизни был полон рвения, верой и правдой служил всегда и работал для пользы армянской страны и государства. Ночью и днем он был на работе; прилагал все усилия, вел войны, не допускал, чтобы хоть пядь земли была отторгнута от пределов армянской страны. Он жизнь свою положил за армянскую страну, он всегда мужественно воевал ради своего доблестного имени, ради своих прирожденных государей, ради жителей страны, ради христианской веры, ради верующих в бога и крещеного во имя Христа народа, ради церквей, посвященной им утвари, ради храмов во имя христовых мучеников, ради служителей бога, ради сестер, братьев, близких родственников, верных друзей. Он жизнь свою положил за страну, жизни своей не щадил, во все дни своей жизни он работал для прирожденных своих государей Аршакуни”.
В 428-ом году Армянское царство перестало сушествовать, чтоб опять воскреснуть в 885-ом году. Но в стране остались местние князя, которые сами собой были
не менее магуче регионального царя, а их воины сохранили все былие качевства. “
Вы сами ведаете о храбрости страны Армянской и по опыту знаете геройскую отвагу каждого их мужа. Если, потерпев поражение, вы даже останетесь в живых, вы лишитесь того большого имущества, которым обладаете. Помните о ваших женах и детях, помните о любимых ваших друзьях. Быть может, вас будут попирать ногой внешние враги, а скорбь вы разделите с близкими друзьями”,- с тревогой говарил своим воинам персидский полководец Мушкан Нисалвурт перед бытвой на Аварайрском поле 26-ого мая 451 года.
В боле позднее время, в время востания против Арабского Халифата в 774-782-ом году, выходя на бой против
шестикратно превосходяших сыл арабов, витязи креста, как передает Гевонд, говарили: “
Умрем мужественно за страну и за народ наш. Да не увидят глаза наши, что попраны святыни наши, осквернены места поклонения Богу. Пусть сперва против нас будут направлены мечи неприятельские, а там будь что будет. Погибнем за истинную нашу веру, а не за земные блага; смерть наша будет временная, а жизнь вечна”.
В долгие 4 с полавиной века отсуствия царства армянские воины не только прославили себя, как защитники родины, но и добились
слави на чужбине. Согласно сообщению византийского историографа VI века Прокопия Кесарийского, до 474 г. римские императоры "
при отборе своих телохранителей учитывали достоинства людей и отдавали предпочтение армянам", а другой византийский историограф, рассказывая о служившем в 1-й половине IX века в византийской армии а
рмянском военачальнике по имени Мануил, фактически понятие "армянин" и "храбрый" отаждествляя друг с другом, пишет: "
Мануил был очень храбрым человеком, хорошо известным всем противникам, так как он был по рождению армянином".
В 885-ом году самый силный и славный княжеский род Армении добилса востанавления царство Армянского. Главная ветвь Багратуни был провозглашен армянским царем, а его северняя ветвь, которая откололась от него примерно 100 лет назад и имела огромние владение в провинции Гугарк и Тайк, чтоб, с одной стороны не соперничить с главной ветвю, а с другой, чтоб попитатса распространить свое влияние и на
Грузию, будучи армянами, царями армянского коралевство на армянской земле и с армянскими подданными, в 889-ом году провозглосила свое,
зависимое от основной ветви Багратуни, царство и взял себе титул “царь грузин”. На X-XI века приходитса расцвет царство Багратуни. В конце IX и в начале X-ого века были отбити претензии Арабского Халифата на востанавления своей власти в Армении. Простираясь на обширных земляь
от реки Кур до Византии и от Кавказских гор до Месопотамских равнин, Царство Багратуни по сути включало в себе в качевстве вассалов все коралевство, княжество и эмирати на этой територи. Уже начиная с 930-их годов, несмотря на редкие нападения из вне, страна развивалась и процветала, мошное развитие получило ремесленичество, селское хозяйство, велась бойкая торговля не только с соседями, но и с дальними странами, например с
Киевской Русю. В стране сооружались новие города, крепостя и церкви. На весь мир гремела слава города “
тисячи и одной церкви” - столицы Ани.
В 1015-ом году царством правит один из великих Багратуни,
Гагик I Великий и на границах все спокойно. На северних границах, на основании Артануджского царства северной ветви Багратуни, уже появляютса контуры будушего грузинского царства, настояшый расцвет и подем которого впрочем наступит еше не скоро и попадет на ближаешие столетия. Главная опасность располагаетса на западе, в виде агресивной
Византийской империи и на юго-востоке, в виде
кочевых орд турк-огузов, которые так и наровят вторгнутса в страну.
Но пока сила армянских витязей креста грозна, их удар сокрушителен, дух неподеим, враги буду держатса вдали от границ.
Армия Армении сейчас сильна как некогда, а страна едина и верна своему коралю. Поэтому сейчас самое время не упустить подхадяшего момента чтоб громко заявить о силе витязей кретса и об
собирании Армянских земель в единое государство. Вы можете обратить свой взор на юг и разгромив арабских храбрецов, освободить армянские земли провинции Ахдзник, Корчайк и (h)айоц Миджагетк*, а там и до Святой земли недалеко, или развернутса на запад и, дав почувствовать свою силу коварной
наследнице Рима, освободить армянские земли провинции Малый Айк и Киликия, и, выходя на богатые и доходные порта Черного и Средиземного моря, еше больше умнужить славу освобождением родины и богатой добичей. При случае можно пойти и на север, хотя там и нет серезнх целей, а поход может иметь своей целю лишь устрашение маленких разбойничеих племен Кавказа и захват важного стратегическо узла с Причерноморием,
Дариалского ушелия. А если Вы не обичный государь, а человек с амбициями Александра Великого, то Вы можете с витязами кретса повтарить его поход на восток и, разгромив воинственние кочевие племена турок-огузов, навсегда освободить не только свою родины, но и соседние страну от их опусташительних набегов.
Ну, давайте за дело. Удачи Вам.