Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 30 31 32 33 34 ... 38
Печать
Военная история глазами участников форума из Армении (Прочитано 342630 раз)
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #620 - 04.05.2010 :: 21:28:13
 
Цитата:
Действительно смешно, когда человек придумывает различные версии, несмотря на то что с предметом спора знаком поверхностно. Простой пример:
Во втором тексте писец если не по прямому указанию царя, то с его благословения вместо слова "Ассирия" употребил его книжный синоним - Субарум.
/Д.Арно. Навуходоносор II царь вавилонский - Москва 2009 С.28/


Да, смешная ситуация получается, когда попадается демагог Смех Смех Смех ут ему говорят об Ассирии, а он... вспоминает Вавилон Подмигивание

Цитата:
Правильное мнение о вас в соседней ветке написал magister.


Я уважаю прав каждого челвоека иметь свое мнение Смайл

Цитата:
Цитата:
Вы, вныкающый Вы мой, наверно это -

Субарту упоминается в письме Асархдона, как мятежная страна, в которой укрылись его враги. Видимо уже тогда Субарту не было и под контролем т.н. "Урарту", так-как последный принял участие в экспедиции Ассирийского царя против Субарту в 674. Однако успех союзников так и не был решающим и к второму половине века Субарту опять независим.

Шуприя упоминается в письме Асархаддона к богу Ашшуру. Асархаддон в 674 г. предпринял поход против Шуприи и покорил её.

Шуприя упоминается в письме Асархаддона к богу Ашшуру.

Не нужно смешивать в кучу разные термины, Шуприа и Субарту/Шубарту не одно и то же. Шуприа термин поздний и является аналогом урартского термина Урме.


Ага, попались "глубоководный" Вы наш. Чтож, чпор можно считать законченным, а Ваше абсурдное мнение, оправергнутым.

Цитата:
Цитата:
В истину, безграничны только две вещи - человеческое упорство и неграмтность...

Прекрасная характеристика вас и ваших постов. Подмигивание

[/quote]

А ведь на зло - имелись ввиду Вы и Вашы посты... Смех
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #621 - 04.05.2010 :: 21:40:08
 
Lion (Рыцарь Креста)

Цитата:
Да, смешная ситуация получается, когда попадается демагог

Так где подтверждения ваших слов, покажите что термин Субарту/ум упоминается вместе с Ассирией. А раз, предъявить доказательства вы по обыкновению не можете, то прекрасно видно кто из нас демагог.

Цитата:
Ага, попались "глубоководный" Вы наш. Чтож, чпор можно считать законченным, а Ваше абсурдное мнение, оправергнутым.

См. выше. И предъявите доказательства своих слов. Кстати, а причем тут Шуприа? И где тексты Асархаддона

Цитата:
А ведь на зло - имелись ввиду Вы и Вашы посты...

Что вы говорите  Смех
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #622 - 04.05.2010 :: 21:44:15
 
Lion (Рыцарь Креста)

Цитата:
Да, смешная ситуация получается, когда попадается демагог

Так где подтверждения ваших слов, покажите что термин Субарту/ум упоминается вместе с Ассирией. А раз, предъявить доказательства вы по обыкновению не можете, то прекрасно видно кто из нас демагог.

Цитата:
Ага, попались "глубоководный" Вы наш. Чтож, чпор можно считать законченным, а Ваше абсурдное мнение, оправергнутым.

См. выше. И предъявите доказательства своих слов. Кстати, а причем тут Шуприа? И где тексты Асархаддона, в них между прочем говорится только о области Шуприа, а о Субарту речи не идет, насколько я помню. Но вы же большой спец по этой теме и вас не затруднит предоставить необходимый текст Асархаддона, где говориться о Субарту.  Смех

Цитата:
А ведь на зло - имелись ввиду Вы и Вашы посты...

Что вы говорите  Смех
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #623 - 05.05.2010 :: 08:28:46
 
Цитата:
Так где подтверждения ваших слов, покажите что термин Субарту/ум упоминается вместе с Ассирией. А раз, предъявить доказательства вы по обыкновению не можете, то прекрасно видно кто из нас демагог.


Потрасающая логика. Покажите мне, где термин "Хетти" упоминается вместе с термином "Россия". Если не сможете показать, то "Россия+Хетти" Смех

Цитата:
См. выше. И предъявите доказательства своих слов.


Я это уже давным-давно делаю: протрите глаза...

Цитата:
Кстати, а причем тут Шуприа? И где тексты Асархаддона, в них между прочем говорится только о области Шуприа, а о Субарту речи не идет, насколько я помню. Но вы же большой спец по этой теме и вас не затруднит предоставить необходимый текст Асархаддона, где говориться о Субарту.  Смех


Шуприя и Субрия есть одно и то же...

Цитата:
Что вы говорите  Смех


Представте что да. Я конечно понимаю, что в слепом угаре догматизма Вы этого не увидели, но это именно так Смайл
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #624 - 05.05.2010 :: 14:30:00
 
Lion (Рыцарь Креста)

Цитата:
Потрасающая логика. Покажите мне, где термин "Хетти" упоминается вместе с термином "Россия". Если не сможете показать, то "Россия+Хетти"

Это и есть ваше объяснение, скатываемся в маразм?

Цитата:
Шуприя и Субрия есть одно и то же...

С каких это пор, готовы доказать что эти термины эквивалентны? А то я доверился академику Арутюняну Н.В. (специализирующимся на истории Уруарту), который разделяет эти понятия, вы ведь, несомненно "больший специалист" в этом вопросе, чем какой-то там академик. Смех
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #625 - 05.05.2010 :: 15:35:32
 
Цитата:
Это и есть ваше объяснение, скатываемся в маразм?


Я рад, что Вы поняли абсурд Вашей позиции. А иденточнось Субрии и Шуприи очевидна... Смайл Та же территория, то же имя, с одной лишь разницей первой буквы, которая у семит всегда путается - Симон/Шимон, касу/кашу и тд...

Пора бы знать такие элементарние вещи...
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #626 - 05.05.2010 :: 19:31:18
 
Lion (Рыцарь Креста)

Цитата:
Я рад, что Вы поняли абсурд Вашей позиции. А иденточнось Субрии и Шуприи очевидна... Та же территория, то же имя, с одной лишь разницей первой буквы, которая у семит всегда путается - Симон/Шимон, касу/кашу и тд...

Пора бы знать такие элементарние вещи..

Пора бы знать, что эти понятия не идентичны. Субарту - это и Ассирия в VII в. до н.э. и Шуприа, и ещё целый ряд областей (Бабхи, Катмухи, Пушши, Мумми, Алзи, Мадани, Нихани, Алайа, Тебурзи, Пурулумзи) 
Чтобы разбирать что означает термин Субарту в географическом плане, недостаточно использовать только ассирийские тексты, тем более об этой области много сведений есть в угаритских текстах и в Амарнском архиве. Так что ваше пафосное заявление о том, что вы разобрались с этим вопросом, ничего не стоит, тем более основная массам специалистов придерживаются другого мнения.

По мнению большинства историков, Субарту — это раннее название собственно Ассирии на Тигре, хотя согласно ряду других теорий, Субарту могла находиться несколько восточнее, севернее или западнее.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%83
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #627 - 05.05.2010 :: 19:45:18
 
Собственно, на тему о субареях есть статья написанная Немировским А.А.
...В VI тыс. часть носителей самаррской традиции продвигается в Нижнюю Месопотамию и заселяют ее вплоть до Персидского залива, впервые осваивая эти области и построив здесь древнейшие известные нам огражденные поселения - протогорода. Самоназванием сложившейся здесь общности пришельцев с севера было, по-видимому, «су» (в науке закрепилось более позднее название этого народа - субареи). Традиция шумеров сохранила следы глухих воспоминаний о том, что субареи были их предшественниками, а впоследствии - симбиотами на территории Месопотамии. Нижнемесопотамскими субареями была создана особая, т.н. убейдская археологическая культура, уже знавшая металлургию меди, существовавшая в V - нач. IV тыс. до н.э. (т.н. «убейдское тысячелетие») и вскоре распространившаяся, вместе с расселением самих субареев, на земли от Центрального Загроса через Верхнюю Месопотамию и Сирию к Средиземному морю, а также на Северо-Восточную Аравию, включая Бахрейн. Вся эта огромная территория вместе с Нижней Месопотамией составила относительно однородную этнокультурную ойкумену субареев, известную позднее под шумерским названием «Субир» («Пространство су»). Именно субареи основали на юге Месопотамии города, которые мы впоследствии знаем как шумерские. Нешумерский и несемитский язык Месопотамии, известный по отдельным терминам и именам, встречающимися в шумерских текстах III тыс. (в науке его называют «прототигридским» и «банановым»), надо считать субарейским. Ему принадлежат имена некоторых древнейших божеств, усвоенных потом шумерами.

... С приходом шумеров археологическая культура Убейд сменяется в Нижней Месопотамии культурой Урук (IV тыс. до н.э.). Шумеры смешались с местными субареями и ассимилировали их, в свою очередь, переняв от них многие ремесла и искусства, свидетели чему - нешумерские слова, относящиеся к этим сферам и перешедшие в шумерский язык. Городские поселения и храмовые здания периода Урук продолжают постройки предыдущей убейдской эпохи, так что приход шумеров был мирным и носил характер подселения в уже существующие центры.

Формирование единого шумерского этноса на территории Нижней Месопотамии разорвало субарейскую ойкумену на две части: северомесопотамско-загросский регион Субарту и небольшую приэламскую страну Субар. Обе они, после бурных политических и военных потрясений, исчезли с карты Ближнего Востока на рубеже III - II тыс. до н.э.: субареев Субарту ассимилировали их северо-восточные соседи хурриты (на которых с тех пор и перешло в месопотамских источниках название «субареи», «шубареи»), а приэламские «люди су», приняв участие в походах эламитов на царство III династии Ура, слились в итоге с эламитами.

http://www.wirade.ru/history/history_ancient_asia_01_sumeria.html

Позже термин Субарту перешел на Ассирию и ассирийцев, хотя они себя так и не называли. И говорить тут собственно больше и не о чем.

Ну а если ещё подробнее, то ссылке ниже.
http://constitutions.ru/archives/3605

Например, из последней ссылки
Под Субарту (шумер. su-bir4) не всегда подразумеваются географически точно очерченные области Северной Месопотамии [Finkelstein, 1962, с. 77]. Это название, вероятно, первоначально касалось только части страны к северо-востоку от Тигра, затем включало Ассирию и Северную Месопотамию и, в конце концов, в нововавилонских текстах стало литературным обозначением Ассирии [Römer, 1967-1968].
http://constitutions.ru/archives/3605/2
Наверх
« Последняя редакция: 05.05.2010 :: 19:51:01 от ayoe »  
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #628 - 05.05.2010 :: 22:29:39
 
На самом деле Субарту причислится к Ассирии всего-то потаму, что некоторым ассирийским царям удалось захватить ее. Субарту, это территория исторического Ахдзника, юго-запад АН.

Цитата:
По мнению большинства историков, Субарту — это раннее название собственно Ассирии на Тигре, хотя согласно ряду других теорий, Субарту могла находиться несколько восточнее, севернее или западнее.


Как видите, Ваша же цытата потверждает мои слова. А пост от Немировского крайне занимателен и в началной форме говорит то, что и я говорил в свое время - шумеры пришлы с АН.

Кроме того, в специальной литературе было предложено несколько вариантов прочтения слово (иероглифа) из "Ниппурского царского списка" - HA.A, а именно Subari, Ha, K( C )ua (ra/i); Стоит однако заметить, что указанные 3 варианта так или иначе связаны са армянами: Первое и второе касаются известной Армениа-Субриа, а в третем по сути своей отабражены первые 2 варианта, просто по известным законам лексикалогии "S" было передано как "C" и в итоге получило вид "K". Все это основательно проанализировал уже указаный Гелб оканчательно обосновав идентичность понятии HA.A-Subur (Gelb I.J. "Hurrians and Subarians", Chikago 1944, page 94-98). В итоге получаем такую схему HA.A=Subur=hарри.

Притом примечательно, что по анализу местапалажения Армени выясняется, что оно примерно соответствует той территории, на которой ликализируется и Субур. По клинописям Междуречия равноценным названию "Субур-Субрия" признается место название "haya" (HA.A), так как в многих двуязычных шумера-аккадксих клинописях шумерский "haya" заменена аккадским "Субур"-ом, что показывает, что это одна и та же страна (Gelb I.J. "Hurrians and Subarians", Chikago 1944). В свою очередь, как уже было сказано, топоними с "HA.A" встречаются также и в эбалитских, ашурских и хеттских клинописях. В частности, как уже было сказано, HA.A-а много раз встречается в эбалитских клинописях, притом, в связи с Арми и Ази. Значения последнего по хеттским клинописям предельно ясно. Про hайаса хеттских клинописей знаем достаточно, в одной же ашшурской клинописи же встречается тот же топоним - HA.A (("Выделение разных хронологических слоев в древнеармянском и проблема первоначальной структуры текста гимна Вахагну", ИФЖ, N 4, Ереван 1983, стр. 31-33). В всех клинописях, кроме одного единственного случая, как Аратта и Субур, так и Армени и Субур не упаминаются вместе, что само собой означает, что мы имеем дело с одной и той же страной. НА эти доводы тоже не прозвучали убедительние контрдоводы. И впрямь, что сказать людам на эти прямые свидетельства, если у них на воружение всего-то общие рассуждение про "теорию миграции", научная инерция или еще что - мешающее им воспринимать конкретные факты.

В итоге, по клинописям Междуречия равноценным названию "Субур-Субрия" признается место название "haya" (HA.A), так как в многих двуязычных шумера-аккадксих клинописях шумерский "haya" заменена аккадским "Субур"-ом, что показывает, что это одна и та же страна. "Haya", как родовое имя или имя, показывающее место, упоминается в клинописях Эбли, Ашшура и Хетти..., которые так же показывают, что "Субур"="haya"+ Рассматривая все это в системе, становится ясно связь с нашим Нагорьем имя "Haya", как родовое имя или имя, показывающее место, с именем бога "haya"="Эа"= (по шумерски) "Энки", которое в шум. мифологии есть главный созидатель и мудрейший из богов.
Еще ярче выражается связь "haya"="Эа"= (по шумерским) "Энки" с Армянскиым нагорьем тем, что его сын Думузи есть бог-покровитель Аратти. В свою очередь примечательно, что Думузи отождествлялась с Орионом, что в переводе Библии заменено именем Hайка. То есть бог-покровитель Аратти есть не кто иной, как Hайк. И если "Думузи" означает "настоящий сын", то "hайк" состоит из родового имени "haya" и с суффикса "ик", что означает "сын", "представитель" "haya" = "hайк".
По Хоренаци, которое передает сведения из работы Мар Абас Катини (Начало книги) "Грозными и величавыми были первые боги   источники величайших на свете благ: начала земли и заселения ее людьми. От них отделилось поколение великанов, нелепых и огромных телом исполинов. Одним из них был Hапетосеев hайк, именитый и храбрый нахарар, меткий стрелок из могучего лука"
... Все как будто находит свое место. Мы родом из главного созидателя и мудрейшего из богов "haya"="Эа"= (по шумерски) "Энки", имя которого означает "сын", "представитель" "haya".
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #629 - 05.05.2010 :: 23:10:29
 
Lion (Рыцарь Креста)

Цитата:
А пост от Немировского крайне занимателен и в началной форме говорит то, что и я говорил в свое время - шумеры пришлы с АН.

Он такого не говорит, вам везде мерещаться АН и армяне  Подмигивание Не путайте субарейцев и шумеров.

Цитата:
На самом деле Субарту причислится к Ассирии всего-то потаму, что некоторым ассирийским царям удалось захватить ее. Субарту, это территория исторического Ахдзника, юго-запад АН.

На самом деле термин Субарту в I тыс. до н.э. применялся к Ассирии и все историки в этом единодушны.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #630 - 06.05.2010 :: 15:36:31
 
Голословное и не к место категорическое утверждение. А мнение Немировского крайне интересна - Спасибо Смайл
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Субарту (С(Ш)убур, С(Ш)убрия) - Страна святых законов
Ответ #631 - 06.07.2010 :: 12:35:24
 
С приходом к власти Нарам-Сина (2237-2200 д.н.э.) положение Аккада вновь начинается укрепляться. Рядом мер быстро поправив ситуацию, сей амбициозный правитель приступил к завоеваниям. Итогом этого прежде всего стало война с армянами...

В ок. 2234-ом году д.н.э. в битве у Талмуса (на левом притоке Тигра, реки Хошр, севернее Мосула на 40 км) победа осталось за армянами, но это было только началом. Уже в 2233-ом году д.н.э. аккадцы захватили Апишал (Айоц Миджагетк, у Евфрата) и пленили Великого жреца Аратты Ришитешуба (ок. 2270-2233 д.н.э.). Развивая успех, враг атаковал Айоц Миджагетк, Восток Киликии, Заевфратский Цопк и тд, впрочем, без особых успехов.

В ок. 2232-ом году д.н.э. в битве у Азухинума (запад Корчайка) победа опять осталось за аккадцами - очередной жрец Аратты Тахишатал (2233-2232 д.н.э.) попал в плен. Вражеская армия попыталась развить успех и углубится в Армению по руслу Тигра, но в битве в Таврских горах он был остановлен и откатился назад.

В ок. 2231-ом году д.н.э. враг нанес удар по направлению к Цопку, но в битве у Абарнум победа не досталось не одной из сторон, хотя и аккадцы отступили. Точно такое же повторилась короткое время спустя в битве у Шеминамды.

Однако за эти года армянам удалось достичь важных дипломатических успехов, что и в конце-концов склонило чашу весов в их пользу. Уже к 2231-ом году д.н.э. против Аккада была создана широкая коалиция из стран от Хатты и до Луллубума включительно. Коалиционную армию возглавлял царь Луллубума Анубани (ок. 2240-2200 д.н.э.). Силы коалиционной армии были в истину внушительны - 360.000 воинов самых разных мастей и народов, которые вынудили аккадцев отступить.

За 3 года в отрезке 2231-2229 д.н.э. коалиционная армия последовательно разгромила 3 армии аккадцев численностью соответственно 120.000, 90.000 и 60.700 человек. И хотя после этого коалиция по неизвестным причинам распалась, но военный потенциал Нарам-Сина была уже практически уничтожена. Аккад больше не имел не армии, не сил для дальнейшей агрессии.

И только в ок. 2205-ом году д.н.э. Нарам-Син опять взялся за старое, при том на сей раз он больше полагался на Элам. В битве у Кирашениви (в Междуречии рек Заб) армяне потерпели поражение, а их лидер Давул был пленен. Но это была уже "лебединая песня" Аккада.

В 2200-ом году д.н.э. Арратта нанесла смертельный удар по Аккаду и в битве у Ниппур наголову разгромила ее армию. Нарам-Син пал в битве, а Аккад был практически уничтожен...

Дальнейшее уже известно...
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Княжество Закарянов - армянские союзники Картли
Ответ #632 - 29.06.2010 :: 16:16:30
 
После падения Анийских Багратуни в Армении наступил хаос. Византия, добившись огромных владении, на самом деле стремилась всеми силами просто еще больше ослабить армян в оккупированных территориях. Одно из роковых мер, которое предприняло Византия и которое стало первопричиной и ее последующей катастрофы, было роспуск основной массы армянской армии.
     Некоторые ее части перешли на византийскую службу, но основная масса перешла на службу в Карское и Лорийское царство Багратуни, а так же в Сюникское царство Сюни, Хаченское царство Араншахиков, Таронское княжество Мамиконянов, Карадурское княжество Орбелянов и в Мокское княжество Мокаци.
     В то же время с юго-востока надвигалась страшная угроза, свирепые орды кочевников турок-огузов (селджук), которые после 1044, в условии практического отсутствия всякого отпора, крайнее участили свои опустошительные набеги на Армению.
     После того, как в начале и в середине 1070-их годов основные территории Армении перешли под власть Селджукского султаната, армянское войско сконцентрировалась вокруг последних твердынь армянской государственности, к которым, кроме уже вышеупомянутых, присоединились также и государство Филарета Варажнуни, Трапизноское княжество Габров (Габелянов), княжества Гоха Васила, княжество Рубенидов и тд.
     В то же время все с большим темпом возрастание армянские войны начинают переходить на службу в набирающее оборот Грузинское царство (царство Картли), вполне резонно видя именно в нем силу будущего освободителя своих земель и, что тоже немаловажно, почти-что прямых потомков собственного сюзерена, прекратившее свое существование ветви Анийских Багратуни.
     Одним из таких воинов и был сын младшего сепуха из рода Васпураканских Арцруни Курта Хосров, который в своих венах имел также и крови Багратуни. Он в 1048-ом году перешел на службу в Лорийское царство Багратуни. Его сын Саргис Старшый, перешел на грузинскую службу и своей доблестью, отвагой и преданностью стал одним из самых почитаемых воинов у Великого грузинского царя Давида IV Строителя.
     После того, как в 1110-ом году, в многом усилиями именно Саргиса Старшого грузинско-армянские войска освободили у селджук некогда один из неприступных твердынь Лорийского царства, северная пограничная крепость Армении Шамшулдэ, его в владения получил отличившееся в этом деле Саргис.
     Именно с этой времени и начинается история княжество Закарянов, который в последующее время, в результате удачных войн грузино-армянского войска, многократно вырос в размерах. В первой половине XII-ого века княжество Закарянов уже включало в себе основную часть Севера Армении, а уже к концу века и к началу XIII-ого века оно включало в себе весь Север, основную часть Юго-восточной и некоторые территории центральной Армении.

...
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Княжество Закарянов - армянские союзники Картли
Ответ #633 - 29.06.2010 :: 16:16:44
 
Княжеский список основной ветви Закарянов имеет такой вид:

1.      Курт, младший сепух из рода Арцруни (ок 1000-1040)
2.      Хосров сын (ок 1040-1080)
3.      Саргис Старший сын (ок 1080-1130)
4.      Закарэ сын (ок 1130-1160)
5.      Саргис Великий сын (ок. 1160 - пр. 1187)
6.      Закарэ Великий сын (1187-1212 соправитель)
7.      Иване брат (1187-1227 соправитель)
8.      Саргис сын Закарэ (1212-1240 соправитель)
1.      Аваг сын Иване (1227-1250 соправитель)
9.      Закарэ сын Саргиса (1240-1250 соправитель, 1250-1261)
10.      Саргис сын Иване (1261-1320)
11.      Закарэ сын (1320-1330)
12.      Ханзаде сын (1330-1340 соправитель)
13.      Вахрам брат (1330-1340 соправитель)
14.      Закарэ сын (1340-1358)
15.      Заза сын (1358-1380)
16. сведении больше нет

От главной ветви в второй половине XII века отделились двое младших ветвей, одну из которых принято на грузинский манер называть "Тмогвели", хотя на самом деле имя их звучало как "Тмбкабердци". Они правили в северных районах Гугарка, ок озера Парвана. Княжеский список Тбкабердци имеет такой вид:

1.      Вахрам сын Закарэ (ок 1130-1175)
2.      Саргис сын (ок. 1170 - пр. 1210, 1191-1210 в Тмуке)
3.      Тахиаден сын (1210-1230)
4.      Саргис сын (1230-1270)
5.      род был исчерпан, территория перешла к княжеству Самцхе

Другая ветвь Закарянов, которые своим центром имели крепость Гаг, принято назвать "Гагеци" ("Гагели" - по грузинский): Их княжеский список имеет следующей вид:

1.      Закарэ Младший сын Вахрама (1191-1204)
2.      Вахрам Смелый сын (1204-1252)
3.      Ахбуга сын (1252 - ок. 1258)
4.      род был исчерпан, территория перешла к Илханству
Наверх
« Последняя редакция: 29.06.2010 :: 17:42:21 от Lion - Рыцарь Креста »  
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Царства Великий Айк и Иберия - анализ политический отнашении
Ответ #634 - 09.07.2009 :: 21:43:06
 
Царства Великий Айк и Иберия

(АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ)


Основателем царства Иберии считается Фарнваз I Великий (305-240 д.н.э.). В 305 г. д.н.э. объединённая армия новобразованной Иберии и игравшего огромную роль в регионе Великий Айка под руководством Фарнваза I Великого освободила от армии Селевкидов территорию современной Грузии. Во время жизни этого талантливого, долго правившего царя окончательно сформировалось царство Иберии.
С расположенным к югу от него Великий Айком с самого начала сложились крайне сложные и противоречивые отношения.
Так, уже в 297 г. д.н.э. объединённая армия царств Иберии и Великий Айка под руководством Фарнваза I победила на территории Иберии вторгнувшуюся армию Понтийского царства. Однако в 280 г. д.н.э.последовало очередное нападение Понтийского царства, уже в направлении принадлежащих Великий Айку Бардзр Хайка, Тайка и Гугарка. И хотя объединённая армия царств Великий Айка и Иберии и в этот раз отбросила врага, однако вошедшая в Гугарк армия Фарнваза I Великого отказалась оставить его. В сложившихся сложных условиях царь Великий Айка Артавазд I (ок.305-ок.247 г. д.н.э.) вынужден был согласиться с этим фактом. Гугарк перешёл царству Иберии. Это стало причиной осложнения отношений в последующие века, а Иберия отныне никогда не отказывалась от идеи утверждения своей власти над этой исконной армянской провинцией.
В 211 г. д.н.э. армия царства Великий Айка под руководством Ерванда III (212-201 г. д.н.э.) освободила Гугарк от армии Иберии и в провинции было установлено княжение нахарарского дома Каджберуни.
Царство Иберии признало главенствующую роль царства Великий Айка.
Сын Фарнваза I Великого Саурмаг I (240-210 г. д.н.э.), как и его сын Михран I (210-160 г. д.н.э.) вынуждены были согласиться со сложившейся ситуацией.
Михран I даже во исполнение своих вассальных обязанностей помогал Ерванду III, когда последний боролся с Арташесом - будущим Арташесом I (201-189 г. д.н.э. правитель, 189-160 г. д.н.э. царь). Однако этот хитрый царь Иберии ждал благоприятный случай, который вскоре представился.
В начале 180-ых г. д.н.э. многочисленное и мощное кочевое племя сарматов перешло Волгу и наголову разбило правивших на этой территории скифов, малая часть которых сместилась к западу, приняв в дальнейшем гавенство сарматов, а основная часть слилась с сарматами и усилила последних.Следствием этого было в частности то, что в обширных степях от Дуная до Волги образовалось возглавляемое царским племенем сарматов, именуемым аланами (в западных источниках - "роксаланами") мощное Аланское царство, которое вело активную политику внешних завоеваний.
Михран I попытался использовать мощь сарматов.
И, хотя поход сарматов, горцев и иберийцев в 184 г. д.н.э. закончился их разгромом, однако царство Великий Айка вступилот в длительную и тяжёлую борьбу против царства Селевкидов, что дало возможность Михрану I совершить ещё одну попытку.
В 165 г. д.н.э. он захватил Джавахк и пленил царевича Зареха. Однако, через 3 года, в 162 г. д.н.э. царь Иберии потерпел разгромное поражение от армии царства Великий Айка и был вынужден окончательно отказаться от всех своих замыслов и признать своё полное поражение.
В 93 г. д.н.э. в битве в Ташире армия царства Великий Айка, выступив по просьбе князей Иберии,которые, свергнув Фаранджома (160-93 г. д.н.э.) , попросили Тиграна II Великого назначить его сына Аршака, женатого на дочери иберийского царя, царём, выдвинулась на север и в жаркой битве разгромила руководимую Фаранджомом армию Иберийского царства. Фаранджом был убит, царём Иберии провозглашён Аршак - Аршак I Армянин (око 93-90 г. д.н.э.) и Иберия попала под управление Великий Айка. Об этих событиях повествует "Картлис Цховреба" (Леонтиос Мровели и Давид Багратиони). Мровели указывает как место битвы Ташир, а Багратиони конкретизирует - вблизи Лори. В свою очередь Мровели считает царя Иберии Аршака I Армянина сыном Вагаршака I (247-225 г. д.н.э.), а Багратиони - Арташеса I(201-189 г. д.н.э. правитель, 189-160 г. д.н.э. царь), однако оба сообщения ошибочны. В действительности, принимая во внимание, что во время царства Аршака I Армянина в Великий Айке царём был Тигран II Великий, можно уверенно сказать, что Аршак был именно его сыном. Интересно, что, начиная с этого времени, в течении нескольких десятилетий Иберия признаёт верховенство Великий Айка и во время Аршака I Армянина (ок. 93-90 г. д.н.э.) и его сына Артака (ок.90-60 г. д.н.э.) армия Иберии действует в составе войск Великий Айка. Кратковременное и символическое провозглашение "союзником и другом" Рима в результате похода Помпея существенных изменений не повлекло. Но уже в середине того же века однозначное главенство Великий Айка над Иберией начинает уменьшаться. Царство Великий Айка пытается сохранить на троне Иберии род сына Тиграна II Аршака I Армянина в лице внука последнего Фарнваза II (ок. 60-35 г. д.н.э.) и его зятя и соправителя последнего Картама I (ок. 38-35 г. д.н.э.) в то время, когда Парфия желает видеть в руководстве страны своего кандидата - продолжателя рода царствовавшего до Аршака I Армянина в Иберии рода Фарнваза, внука Фаранджома и по понятным причинам ненавидящего Аршака I Армянина и его род Михрана - Михрана II (35-ок.20 г. д.н.э.). В 35 г. д.н.э. в битве у реки Дебед объединённая армия Великий Айка и Иберии потерпела тяжёлое поражение, а Фарнваз II и Картам I погибли. Царём Иберии был провозглашён женатый на вдове Картама I Михран - Михран II (35-ок. 20 г д.н.э.).
После этого на несколько десятилетий Иберия вышла из орбиты политического воздействия царства Великий Айка. Единственное, что смогли сделать армяне в этих условиях - это дать приют сыну Картама I.
Уже в 16 г. н.э. для возвращения отцовского трона из Великий Айка в Иберию вступает армия Великий Айка руководимая сыном Картама I - Михрдатом. Эта армия побеждает армию сына и наследника Михрана II - Аршака II. Аршак II был убит. А Михрдат - Михрдат I был провозглашён царём Иберии. В результате этого не только род Фарнвазидов навсегда лишился царствования и на троне Иберии утвердилась ветвь Грузинских Аршакидов, но и снова возросла роль Великий Айка. Но в последующие десятилетия в условиях возникшей в Великий Айке неразберихи "иберийская политика" особых успехов добиться не смогла. Цари Иберии начали вести достаточно независимую и проримскую политику. Такой поворот особенно проявился при внуке Михрдата I - деятельном и талантливом Фарсмане I (35-74). В этих условиях для сохранения влияния на Иберию царства Великий Айка и Парфия вынуждены были объединить усилия с целью ограничения влияния Рима в этой стране. В свою очередь брат Парсмана I Михрдат и сын Радамизд несколько раз претендовали на трон Великий Айка, но так и не смогли достичь своей цели. Установившееся на век равновесие в регионе с середины I века по середину II века не позволило какой-либо стране иметь однозначно ведущую роль в Иберии, хотя эта страна находилась в орбите политического влияния царств Великий Айка и Парфии.
Роль Иберии особенно возросла по причине того, что она была своеобразным посредником и буфером между достигшим пика своей мощи царством Аланов и другими странами.
В результате именно во время Фармана II Храброго переживавшая подъём Иберия при поддержке Рима начала вести всё более независимую политику. Этот процесс некоторое время приносил определённый успех, но в дальнейшем равновесие сил в регионе заметно изменился и на первый план вышли другие обстоятельства.
Дело в том, что после Вагарша I (117-144) царём Великий Айка стал Тигран VII Сохемос(144-161,164-186), который поднявшись на трон с помощью Рима, в результате нарушил традиционный союз между Парфянским царством и Великий Айком и начал преимущественное союзничество с Римом. В результате в сложивщемся положении проримские Великий Айк и Иберия серьёзно ограничили возможности Парфии в Армении и Закавказье. Этому Парфянское царство смогло ответить только убийством Фарсама II и воцарением его брата Михрдата.
После воцарения Михрдата II в Иберии в течении нескольких лет значительно усилились пропарфянская ориентация во вред Риму и его тогдашнему союзнику Великий Айку. В этих условиях в 155 году объединённая армия Великий Айка и Иберии под руководством римско-армянского претендента на трон, сына Михрдата II, Амазаспа победила армию Михрдата II. Михрдат II погиб, а Амазасп - Амазасп II был объявлен царём Иберии. После свержения Михрдата II воцарении Амазаспа II(155-180) в Иберии снова возросло влияние Рима и Великий Айка. Но со временем выяснилось, что Амазасп II придерживается пропарфянской ориентации. В этих условиях в 180 г. руководимая новым претендентом на иберийский трон, сын Тигрнана VII Сохемоса и сестры Амазаспа II Аревом объединённая армия Великий Айка, римская и некоторых князей Иберии, а так же аланы разбили армию Амазаспа II. Амазасп II был убит, а Арев - Рев стал царём Иберии.
Во время Иберийского царя Рева (180-ок.210), его сына Ваче Справедливого (ок.210-225), сын Ваче Бакура I (225-235) и сына последнего Аспагура I(235-255) Иберия не только находилась в поле политического влияния Великий Айка, но и, происходя от последнего царём Цопка Артанеса (ок.140 г. Д.н.э.-94), а через него - от Армянских Аршакуни, представители царского дома Сохемоса являлись самыми верными союзниками Великий Айка.
Однако в условиях резкого ослабления Великий Айка после смерти Хосрова I Храброго и ненадолго сменившего его Аспагура I царём Иберии был провозглашён сын Шапуха I (247-272) Михран - Михран III (ок. 255-320), в результате чего в Иберии утвердилась имеющая сасанидские корни и проводящая антиаршакидскую политику династия. В этих условиях начиная с середины III века до середины IV и особенно после восхождения на трон Великий Айка Трдата II Великого, отношения между царствами Великий Айка и Иберии стали весьма напряжёнными.
Во второй половине III века и первой IV между Великий Айком и Иберией с переменным успехом произошли несколько столкновений, которые серьёзных результатов не имели. Во второй половине века, пользуясь войной против Персии, Иберия захватила Гугарк, но во время Папа (371-374) он снова был в границах Великий Айка.
Гугарк оказался в границах Иберии только после 387 года, однако к этому времени царство Иберии настолько ослабло, что ослабший Великий Айк, а в дальнейшем Армянское марзпанство и территория царства Иберия с конца IV века по начало VI века практически в равной степени принадлежали Персидской империи. Ситуацию существенно не изменил даже воинственный Вахтанг I Горгасал (446-491), после смерти которого царство Иберия начало разваливаться ускоренными темпами.
В 523 г. в Иберии состоялось очередное выступление против Персидской империи, после разгрома которого царь Иберии Дачи (491-523) был свергнут, а царство Иберии было резко ослаблено. Уже сын Дачи Бакур IV (523-540), его сын Фарсам V (540-558), сын его брата Фарсам VI (558-565) и сын последнего Бакур V (565-570) из-за усиления центробежных феодальных тенденций и давления Персии по сути были лишены реальной власти.
В то же время, уже начиная с правления Бакура IV, Персидская империя стала уделять всё большее и большее внимание хозяевам армянских поместий в Тайке и Гугарке, стремясь в их лице не только получить центробежные силы, направленные против последних царей Иберии, но и сформировать мощный противовес. В этих условиях, начиная с начала VI века, Багратуни постепенно набирают большую силу, своё фактическое влияние распространяя также на север Гугарка и Тайка, оказавшиеся в Иберии, где недовольные собственными царями грузинские князья готовы подчиниться скорее не более сильным властителям, а пусть и более сильным, но по сути равным им по положению Багратуни.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Царства Великий Айк и Иберия - анализ политический отнашении
Ответ #635 - 09.07.2009 :: 21:45:39
 
Этот процесс ослабления центральной власти, обусловленный ращзвитием феодальных общественных отношений, достиг своего логического финала в 570 г., когда царь Персии Хосров I (531-579) сверг последнего царя Иберии Бакура V, однако одновременно в сложившихся военно-политических условиях не почуствовав себя достаточно уверенно, оставил вопрос организации территории Иберии местным князьям. В возникшем политическом вакууме эрисмтаваром (князем-князей) был провозглашён Гурген-Гуарм Багратуни (568-595) - сын Баграт  (532-568), внук Гурген-Гуарм (527-532), который был женат на дочке Горгасала. Последный Гурген-Гуарм, теска Горгасала, был сыном Баграта (ок. 505-515) и внуком Смбата (482 - ок. 505). Смбат же был сыном прославленного Саhака Багратуни (475-482), Марзпана Армении, героя востания 481-485 годов, мецената Мовсеса Хоренаци. Провазглашеный эрисмтаваром Гурген-Гуарам Багратуни (568-595) одновременно с этим получил от от Юстиниана II (565-578) звание куролапата.
В итоге:
а) де-юре было узаконено уже более пол-века существовавшее положение - утверждение лидерства Багратуни в Грузии.
б) младшая ветвь Багратуни- Северные Багратуни - получали силу, равную их главной ветви.
Таким образом, многовековой период сложного и полного противоречивых отношений соседства царств Великий Айка и Иберии завершилс. Характерно и закономерно также, что завершился этот период не менее сложным и противоречивым образом - объединением Северной Армении и Иберии под властью Армянских Багратуни.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Армяне на троне Иберии - грузинские Аршакиды
Ответ #636 - 23.06.2010 :: 19:02:53
 
В самом начале I-ого века д.н.э. армянские Аркшакиды сумели сместить с трона Иберии династию Фарнавазидов и поставить в главе царства Аршакидов. После этого, с некоторыми переривами, до полавины III-ого века д.н.э. Иберией правили грузинские Аршакиды.

В 93 г. д.н.э. в битве в Ташире армия царства Великий Айка, выступив по просьбе князей Иберии, которые, свергнув Фаранджома (160-93 г. д.н.э.), попросили Тиграна II Великого (95-38 д.н.э.) назначить его сына Аршака, женатого на дочери иберийского царя, царём, выдвинулась на север и в жаркой битве разгромила руководимую Фаранджомом армию Иберийского царства. Фаранджом был убит, царём Иберии провозглашён Аршак - Аршак I Армянин (око 93-90 г. д.н.э.) и Иберия попала под управление Великий Айка. Об этих событиях повествует "Картлис Цховреба" (Леонтиос Мровели и Давид Багратиони). Мровели указывает как место битвы Ташир, а Багратиони конкретизирует - вблизи Лори. В свою очередь Мровели считает царя Иберии Аршака I Армянина сыном Вагаршака I (247-225 г. д.н.э.), а Багратиони - Арташеса I(201-189 г. д.н.э. правитель, 189-160 г. д.н.э. царь), однако оба сообщения ошибочны. В действительности, принимая во внимание, что во время царства Аршака I Армянина в Великий Айке царём был Тигран II Великий, можно уверенно сказать, что Аршак был именно его сыном. Интересно, что, начиная с этого времени, в течении нескольких десятилетий Иберия признаёт верховенство Великого Айка и во время Аршака I Армянина (ок. 93-90 г. д.н.э.) и его сына Артака (ок.90-60 г. д.н.э.) армия Иберии действует в составе войск Великого Айка. Кратковременное и символическое провозглашение "союзником и другом" Рима в результате похода Помпея существенных изменений не повлекло. Но уже в середине того же века однозначное главенство Великого Айка над Иберией начинает уменьшаться. Царство Великий Айк пытается сохранить на троне Иберии род сына Тиграна II Аршака I Армянина в лице внука последнего Фарнваза II (ок. 60-35 г. д.н.э.) и его зятя и соправителя последнего Картама I (ок. 38-35 г. д.н.э.) в то время, когда Парфия желает видеть в руководстве страны своего кандидата - продолжателя рода царствовавшего до Аршака I Армянина в Иберии рода Фарнваза, внука Фаранджома и по понятным причинам ненавидящего Аршака I Армянина и его род Михрана. В 35 г. д.н.э. в битве у реки Дебед объединённая армия Великого Айка и Иберии потерпела тяжёлое поражение, а Фарнваз II и Картам I погибли. Царём Иберии был провозглашён женатый на вдове Картама I Михран - Михран II (35-ок. 20 г д.н.э.).
После этого на несколько десятилетий Иберия вышла из орбиты политического воздействия царства Великий Айка. Единственное, что смогли сделать армяне в этих условиях - это дать приют сыну Картама I.
Уже в 16 г. н.э. для возвращения отцовского трона из Великий Айка в Иберию вступает армия Великого Айка руководимая сыном Картама I - Михрдатом. Эта армия побеждает армию сына и наследника Михрана II - Аршака II. Аршак II был убит. А Михрдат - Михрдат I (16-25) был провозглашён царём Иберии. В результате этого не только род Фарнвазидов навсегда лишился царствования и на троне Иберии утвердилась ветвь Грузинских Аршакидов, но и снова возросла роль Великий Айка. Но в последующие десятилетия в условиях возникшей в Великий Айке неразберихи "иберийская политика" особых успехов добиться не смогла. Цари Иберии начали вести достаточно независимую и проримскую политику. Такой поворот особенно проявился при внуке Михрдата I - деятельном и талантливом Фарсмане I (35-74). В этих условиях для сохранения влияния на Иберию царства Великий Айк и Парфия вынуждены были объединить усилия с целью ограничения влияния Рима в этой стране. В свою очередь брат Парсмана I Михрдат и сын Радамизд несколько раз претендовали на трон Великий Айка, но так и не смогли достичь своей цели. Установившееся на век равновесие в регионе с середины I века по середину II века не позволило какой-либо стране иметь однозначно ведущую роль в Иберии, хотя эта страна находилась в орбите политического влияния царств Великий Айка и Парфии.
Роль Иберии особенно возросла по причине того, что она была своеобразным посредником и буфером между достигшим пика своей мощи царством Аланов и другими странами.
В результате именно во время Фарсмана II Храброго (120-150) переживавшая подъём Иберия при поддержке Рима начала вести всё более независимую политику. Этот процесс некоторое время приносил определённый успех, но в дальнейшем равновесие сил в регионе заметно изменился и на первый план вышли другие обстоятельства.
Дело в том, что после Вагарша I (117-144) царём Великого Айка стал Тигран VII Сохемос (144-161,164-186), который поднявшись на трон с помощью Рима, в результате нарушил традиционный союз между Парфянским царством и Великим Айком и начал преимущественное союзничество с Римом. В результате в сложивщемся положении проримские Великий Айк и Иберия серьёзно ограничили возможности Парфии в Армении и Закавказье. Этому Парфянское царство смогло ответить только убийством Фарсама II и воцарением его брата Михрдата.
После воцарения Михрдата II (150-155) в Иберии в течении нескольких лет значительно усилились пропарфянская ориентация во вред Риму и его тогдашнему союзнику Великому Айку. В этих условиях в 155 году объединённая армия Великого Айка и Иберии под руководством римско-армянского претендента на трон, сына Михрдата II, Амазаспа победила армию Михрдата II. Михрдат II погиб, а Амазасп - Амазасп II (155-180) был объявлен царём Иберии. После свержения Михрдата II воцарении Амазаспа IIв Иберии снова возросло влияние Рима и Великого Айка. Но со временем выяснилось, что Амазасп II придерживается пропарфянской ориентации. В этих условиях в 180 г. руководимая новым претендентом на иберийский трон, сын Тигрнана VII Сохемоса и сестры Амазаспа II Аревом объединённая армия Великого Айка, римская и некоторых князей Иберии, а так же аланы разбили армию Амазаспа II. Амазасп II был убит, а Арев стал царём Иберии.
Во время Иберийского царя Рева (180-ок.210), его сына Ваче Справедливого (ок.210-225), сын Ваче Бакура I (225-235) и сына последнего Аспагура I (235-255) Иберия не только находилась в поле политического влияния Великий Айка, но и, происходя от последнего царём Цопка Артанеса (ок.140 г. Д.н.э.-94), а через него - от Армянских Аршакуни, представители царского дома Сохемоса являлись самыми верными союзниками Великий Айка.
Однако в условиях резкого ослабления Великого Айка после смерти Хосрова I Храброго и ненадолго пережившего его Аспагура I царём Иберии был провозглашён сын Шапуха I (247-272) Михран - Михран III (ок. 255-320), в результате чего в Иберии утвердилась имеющая сасанидские корни и проводящая антиаршакидскую политику династия, династия Хосровидов.

На этом правление Аршакидов в Иберии (Грузии) завершилось.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Зейтун - горцы, которые не смирились с падением Киликии...
Ответ #637 - 28.05.2010 :: 14:49:05
 
Зейтун находится в Горной Киликии, в труднодоступных горах. После взятия мамлюками столицы Киликии Сиса именно в горной Киликии были созданы ряд полунезависимых княжеств, один из которых был и Зейтун - В этих княжествах были собраны отступившие из Равнинной Киликии армянские отряды и князя. В течении 15-ого века почти все эти полунезависимые княжества были в конце концов тоже уничтожены, под напором тех же мамлюков, осман и кочевников разных мастей. Но отступавшие и сконцентрировавшиеся в Зейтуне военные отряды смогли таки отстоять Зейтун.

1. Уже летом 1466-а армия Зулкадарского эмирата подступила к Зейтуну и после упорных боев овладела рядом армянских позиции. Армяне, однако, держались стойкой обороны, в результате чего враг отступил,
2. Лето 1467-а на Зейтун напало племя Байазидов. Эти кочевники под видом мирных переселенцев переправились в Зейтун и неожиданно, в время свадьбы одного из вельмож, напали на город. Армянам, однако, удалось отстоять город и выгнать из него кочевников,
3. В 1516-ом армия Зейтунского княжества разбила армию Зулкадаров и одержала реванш за события полувековой давности. Позже она участвовала в Египетском походе Селима Грозного,
4. В 1605-ом армия Зейтунского княжества, в союзе с Османской армией, разбила грабившую Киликию Джалаиридов. В отместку за это в 1616-ом те неожиданно напали на город и захватили его предместья. Джалаириды, однако, не смогли утвердится в городе и, в результате удар армянской армии, вынуждены были отступить,
5. С 1780 года начинается длинная череда столкновении с Османской армией, которая продолжалась вплоть до 1921 года. Уже в феврале 1780-а Османское войско обложило город. Армяне перешли к упорной обороне. Бой продолжались до ноября. В итоге один из армянских князей тайне перешел в стан врага и утром, в время молитвы, убил турецкую пашу. Тут же последовала атака армянской армии и Османская армия была разбита. Ее остатки с трудом отступили,
6. В 1782-ом другая османская армия начала поход на Зейтун, но в ущелье Кюрдин попала в засаду и была полностью уничтожена. Победоносные армяне преследовали врага до Мараша и вернулись в свой город,
7. В апреле-декабре 1807-а армяне выдержали еще одну осаду Османской армии, которая в итоге вынуждена была отступить,
8. Весной 1819-а армянская армия окружила турецкий диверсионный отряд и разбила его.
9. В январе 1829-а армяне разбили очередную османскую армию. Победа была столь полна, что армянам досталась военный флаг турецкой армии,
10. Осенью 1831-а армяне заставили отступить Албанский полк сына Мухамедда-Али, Ибрагима,
11. В 1832-ом армия Зейтунского княжества у города ночной атакой разбила Османскую армию,
12. В 1835-ом армяне победили еше одну османскую армию,
13. В 1840-ом армянская армия у Агджапахской крепости разбила курдов, которые напали на армян, и отбили добычу
14. В 1841-ом армянская армия окружила и заставила сдаться в плен турецкий отряд в 500 всадников. Пленники были опушены только за большой выкуп,
15. В 1842-ом у горы Кандры армянская армия победила и заставила отступит турецкую армия,
16. В 1844-ом была одержана еще одна победа над османской армией,
17. Весной 1847-а Зейтунская армия ночной атакой разбила армию Османской Турции,
18. Летом 1847-а армянская армия разбила выступавшую на стороне турок Албанской полк у Ахт-оглу,
19. Весной 1856-а была разбита подступивший к городу еще одна турецкая армия,
20. 08.06.1860-ом у в бою у Джермука армяне заставили отступить армию турок,
21. В конце июне 1862-а был отброшен из города еще одна турецкая армия,
22. В 28.07.1862-ом армянская армия неожиданно напала на перешедшую в атаку турецкую армию и отступила. Враг понес большие потери. Армяне потеряли 72, враг - 1.000 солдат,
23. 30.07.1862 у Аваг Кетика в ночном бою очутившиеся в засаде турецкая армия понесла огромные потери. Армяне потеряли 320 солдат, враг - 6.500 убитыми и 15 пленными,
24. Жаркие бой разгорались у самого Зейтуна 1-2 августа 1862 года. В результате турецкая армия, оказавшейся в засаде в одной из ущелий, обратилась в паническое бегства - потеряв только убитыми из регулярной армии около 2.000 человек,
25. В 1872-ом армяне одержали еще одну победу,
26. В 1875-ом была разбита очередная турецкая армия,
27. В конце апреля 1877-а у крепости Капан армия армянского князя Папика неожиданной атакой разбила черкесов,
28. В январе 1878-а у Мараша армянская армия неожиданной атакой разбила Османскую армию,
29. В январе-августе 1879-а у горы Перзнка начались новые бои. Турецкая армия стала нести потери, но окончательного успеха армяне добились после того, как был пленен один из турецких пашей и враг вынужден был отступить,
30. Новые бои у Зейтуна начались осеню 1895-а, в время армянских погромов в Турции, когда погибли 300.000 армян по всей ее территории. Уже 18-ого октября перешедшую в атаку на Зейтун турецкая армия понесла первые потери у Бердус-Чайа,
31. а 19-ого октября, у Чунгур-хисара. В этих двух боях армянам удалось вывести и переправить в Зейтун местное армянское население,
32. 8-ого ноября армяне напали на Антиохскую Гаймаганство и спасли армян этой области,
33. 9-ого ноября враг был разбит у Енич-кале,
34. 13-ого ноября армяне уничтожили турецкий гарнизон села Шивилик,
35. 19-ого ноября ту же участь постигла гарнизона крепости Капан,
36. 1-12 декабря турецкую армию удалось с большими потерями взять село Фрунз и храм Св. Спасителя,
37. 13-ого декабря турецкая армия понесла большие потери у горы Сандух, но ей все-таки удалось блокировать город. Но блокада далась туркам крайнее тяжело, а постоянные атаки армян, холод, болезни и голод поставили турков в крайнее тяжелое положение, в итоге в конце декабря враг отступил.
38. В 1915-им началась Геноцид армян в Османской Турции. Первый удар естественно был направлен на Зейтун. К сожалению на этот раз врагу удалось использовать разногласия в стане армян на счет планов дальнейшей обороны. Уже в половине февраля 1915-а туркам удалось после упорных боев взять город, который был им недоступен несколько столетии. Население города в основном была депортирована в пустыни Сирии, где ее основная часть погибла в местечке Дер-ейр-Зор.
39. Но отделение отряды и часть населения, которым удалось выйти из города, еще долго продолжали партизанские удары по турецкой армии. Есть около 10 свидетельств подобных атак, в результате одной из который была взорвана турецкая казарма в городе и склад боеприпасов. В то же время конный отряд зейтунцов понесла свой вклад в Сардарабадскую победу.
40. После поражении Турции в ПМВ, осенью 1918-а армяне начали вернутся в родной город. Но Кемалистская Турция, как только набрала сил, продолжила кровавую политики Османской Турции. Уже в 1920-1923-ом по всей Киликии прошли череда армянских погромов. За этот период армянам Зейтун удалось несколько раз отбить атаку врага. Но силы уже были слишком неравны. Летом 1921-а кемалская армия подступила к городу. Армян было около 100 раз меньше врага. Несмотря на это, последовали упорные бои, но это уже были последние бои славного княжества. В конце июня, когда все возможности обороны уже были исчерпаны, армянская армия вместе с выжившим населением прорвало окружение города и перешла в Сирию. Зейтун опустел, лишившейся своей автохтонных владетелей.

Часть Зейтунцов позже пробралась в Францию, а их основная масса переселилась в Советскую Армению. Они обосновались в одном из кварталов Еревана, который до сих пор несет гордое имя великого княжества - Зейтун.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
"Иверы" в Средние века - национальность или... религия?
Ответ #638 - 28.05.2010 :: 14:53:38
 
Есть ряд семей, представители которых именуются в источниках то армянами, то иверами. Если бы это противоречие обнаружилась только в одном случае, можно было бы говорить об ошибке или о случайности; но такое безразличие терминологии превращается в своего рода систему.
Термин "ивир" в византийском словоупотреблении имел прежде всего этнический характер и обозначал "грузин". В это формулировку, однако, надо внести два ограничения:
1. "ивир" не в коем мере не выступает как единственное обозначение грузин в текстах,
2. термин "ивир", подобно большинство византийских этонимов ("скифы", "персы", "турки") употребляется в ррасплывчатом и неоднозначном смысле.
В этом отношении особенно показателен пример Иоанна Цеца, который определенно говорил, что ивиры, абхази и аланы составляют одно племя, внутри котором ивирам принадлежит первенство - а ведь Цец, по его собственным словам, происходил от абхазского корня, он проявлял пристальный интерес к Кавказу и Причерноморью и располагал информацией об этих областях, которая, несомненно, превосходил средний уровень. Что смешение ивиров, абхазов и аланов было обыденным в византийской литературе, свидетельствует и то, что за Мариам-Марией-Мартой, сестрой грузинского царя Георгия II (1072-1089) и женой двух императоров, византийские авторы закрепили этникон "аланка", тогда как Цец, протестуя против подобного словоупотребления, называет ее "абхазкой". В свою очередь Вриений именует ее дочерью "правителя ивиров".
Итак, византийцы прилагали к грузинам все три этникона - ивиры, абхази и аланы. Но в свою очередь, и это чрезвычайно важно отметить, термин "ивир" обозначал не одних только грузин.
Термин "ивир" мог упатреблятся не только как этноним, но и для обозначения жителя фемы Иверия. Кроме того оно употреблялась и в конфессиональном плане. В этом смысле "ивир"-ами называли как правило армян-халкедонитов, примкнувших к грузинской православной церкви.
Для наглядности приведем несколько примеров.
1. Анна Комина недвусмысленно называет Григория Бакуряна армянином из знатного рода, а Матеос Ураеци - грузином. В то же время составленный им самим монастырский устав Бачковского монастыря говорит о его принадлежности к племени иверов. Впрочем там же сказано, что этот устав, составленный на ромейском, иверском и армянском язике, он подписал армянскими буквами.
2. Надпись на соборе Ани называет Баграта Вхкаци ивером, в то время, как у греческих авторов он назван армянином. В то же время о сыне Баграта Смбате Матеос прямо говорит, что он армянин, видимо имея ввиду возвращение Смбата в ряды последователей армянской церкви.
3. Матеос Ураеци говорит, что когда Васил Апукап вернулся в Эдессу, армяне ликовали, из чего следует, что он армянин. Однако он прямо именует Василия ромеем, имея ввиду либо его административные функции, либо халкидонитство. Надо добавить, что когда Васили умер, его похоронили в армянской церкви Эдесси.
4. Парсман, брат вышеуказанного Василия, у Сиклици назван ивером, в том случае, как Атталаитет называет его армянином.

В этих примерах чрезвычайно интересно одно закономерность: для "грек"-а (например Анна), в мышлении которого халкидонянин или последователь грузинской православной церкви считаются с "своим"-и, на первое место встает задача обозначить генетические корни человека, а не подчеркивать его конфессиональную принадлежность. Поэтому Анна, для которого Григори Бакурян "свой", не видит смысла подчеркнуто говорить, что он "ивир" или "грек" (имея ввиду церковную принадлежность), и отмечает национальный корень человека.
Следует еще и помнить, что это значение этнонима вторично; точно так же армян, примкнувших к греческой церкви, называли иногда "ромеями" или "греками". В то время о национальности человека судили по его вере. Матеос многих чистокровных армян называет "ромей" или "ивир", конечно имея ввиду то, что они армян-халкедониты, примкнувшие к греческой или к грузинской православной церкви.
Надо еще добавить, что того этникон "ивир" не в коей мере не вытеснил термин "армянин", который отнюдь не потерял свое этническое содержание и не стал чисто конфессиональным, тождественным слово "монофист".
Смешение двух этниконов - "ивир" и "армянин" - могло иметь место не только благодаря переходу части армян в халкидонитство, но и в результате интенсивного взаимного социо-культурного проникновения обеих этнических групп. Тот же Григор Бакурян отлично владел грузинским.

Исп. литература:

1. Каждан А. П. "Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII веках", Ереван 1975
2. Матеос Ураеци "Летопись", Ереван 1991
3. Анна Комена "Алексиада", Москва 1965
4. Арутюнова В. А. "К вопросу об армянах-халкидонитах", Ереван 1974
Бартикян Г. М. "Этникон", Ереван 1968
Наверх
« Последняя редакция: 06.06.2010 :: 17:48:09 от Юстиниан »  
rusin
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 144

МИФИ, 1970
Re: "Иверы" в Средные века - националность или... религия?
Ответ #639 - 06.06.2010 :: 17:11:03
 
Эта тема меня сейчас очень интересует, так как я пытаюсь отыскать иное (не аланское) происхождение ираноязычия осетин. Я разочарован скифским словарём Абаева, и перестал верить в ираноязычие скифов-сарматов-алан-аорсов-русов. Но осетины ираноязычны -- так откуда  у них это? Дарьял -- слабый аргумент, возможно аланы какое-то время и контролировали этот важный проход в Закавказье, владели им. Но это ещё не значит, что они были ираноязычными предками осетин. Мне кажется, что было время, когда картвелов еще не было в Иберии, и тогда осетины ещё не были анклавом ираноязычия на Кавказе.
     Вместо того мутного бреда об этногенезе картвелов, что предлагает официальный учебник грузинской истории, мне их этногенез представляется предельно простым:
Я полагаю, что вся целиком грузинская языковая общность сформировалась в Колхиде, то есть в Западной Грузии на орографически сложном пространстве от побережья до Кавказского хребта, а вся прочая мудрость “академиков” от лукавого.
     Автохтонами Колхиды, уцелевшими в тысячелетиях, колхов (грузин) сделали огромные болота с полчищами комаров, куда хоть и совались завоеватели, да не могли там выживать и быстро убирались оттуда. Выживать на болотах трудно, и колхам там тоже было не сладко, но они сумели приспособиться и лучше перемогались, чем чужеземцы. Отсюда и происходит уникальное своеобразие их древнего языка, и отдельная колхидская энеалитическая археологическая культура. Для такого своеобразного и длительного этногенеза обязательно нужна такая ниша, которую никто отнять не может. Поэтому сванский, менгрельский с вариациями и картвельский языки сформировались в Колхиде, причем картвельский -- в южной её части: в Аджарии, Гурии, Рачии, Имеретии, то есть там, где картвелы живут и поныне. В Иберии картвелы появились сравнительно поздно, может быть после нашествия Тамерлана, разгромившего ираноязычную там государственность, частью которой были армяне,осетины,...Версия же об исконно грузинской Карталинии, Месхетии-Джавахетии появилась, возможно, не ранее второй половины 17-го века, когда под неё подвёрстывалась Картлис Цховреба, сфальсифицированная в политических целях царём Вахтангом с помощью монахов-иезуитов. В пользу этого говорит и средневековая архитектура "Грузии", как две капли воды похожая на одновремённую с ней армянскую архитектуру. Но это только предположение, поэтому хотелось бы услышать другие мнения.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 30 31 32 33 34 ... 38
Печать