sakt
+++
Вне Форума
Сообщений: 4341
Пол:
|
Re: Ученик 8 класса против ТИ. Смена подрастает.
Ответ #1 - 03.06.2009 :: 23:13:38
Его ученик Лоренцо Монако был глубоко религиозным человеком и в 1391 году поступил в монастырь Санта-Мария дель Анжели. Став монахом, он работал по заказам монастырей и церквей.
На основании многих работ, подписанных и датированных автором (или кем-то другим?), традиционно считается, что творчество художника эволюционировало в сторону готики. При детальном рассмотрении и анализе его картин выясняются временные и стилистические не соответствия с принятой датировкой.
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ Согласно документам (каким умалчивается) написано в 1421 – 1422 гг. Галерея Уффици
Произведение написано Лоренцо Монако для флорентийской церкви Сант-Эджидио. Во второй половине XV в. (в традиционной датировке) Козимо Росселли сделал для картины новое обрамление, добавив изображения еще двух пророков в верхних углах произведения.
Сюжет «Поклонение волхвов» отражает события, о которых повествует только одно Евангелие – Евангелие от Матфея (2, 1 -12).
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему… се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
До сих пор идут споры, какая звезда зажглась на небе и откуда пришли волхвы. Предполагается, что это, по вычислениям астронома Кеплера, было соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб с синхронным приближением к ним Марса. Оно дало очень яркий эффект, повторяющийся только через 794 года. Современные исследователи, например, Я А. Кеслер и И.В. Давиденко, считают на основании исследований астрофизики ХХ века, что это была самая яркая звезда за последние две тысячи лет. Она вспыхнула 4 июля 1054 г., долго светила на небе, а сейчас это Крабовидная Туманность (в центре ее пульсар) в созвездии Тельца.
Среди возможных стран, из которых пришли волхвы, называют и далекую Индию, и ближние Месопотамию и Вавилон. В VII в. безымянные волхвы получили имена – Вальтасар (Балтазар), Каспар, Мельхиор. Предполагается, что они были погребены в Кельнском соборе. Почему в Кельне? Видимо, их путь все же лежал по Европе (Константинополь, Везувий, Италия и др.), к чему склоняются некоторые современные исследователи, а не по Азии и Африке.
Чудесный и магический сюжет «Поклонения волхвов» получил широкое распространение в Италии c конца XV – XVI вв. Не остался в стороне от этих веяний и Лоренцо Монако. Атмосфера сверхъестественности на его картине достигается благодаря яркости красок, смешению разных планов и мест действия. Картина выглядит утонченно изысканной. Тщательная проработка реальных деталей в ней сочетается с динамичностью и особым ритмом поз, выразительностью лиц. Дева Мария восседает с левой стороны картины, подобрав к себе ноги. Она в синем мафории с капюшоном и желтой подкладкой, покрывающим ее с головы до ног. Нимб над ее головой шире и значительнее, чем у других персонажей. Ее осунувшееся лицо выражает мудрость и серьезность. Взгляд Марии устремлен на волхва с густой бородой и лысиной, также ярким нимбом с простым узором (вязью). Он, стоя на одном колене, судя по всему, что-то говорит ей, или же просто внимательно на нее смотрит.
Христос сидит на коленях Богоматери, которая слегка поддерживает его рукой. Лицо его пухлое, голова покрыта уже довольно густыми волосами. Он обернут по пояс в материю желто-красного цвета. Младенец поднимает вверх указательный и средний пальцы правой руки в каноническом христианском жесте. Его небольшой нимб частично загораживает нимб Богоматери. Иосиф сидит на земле в левом нижнем углу, ниже Девы Марии и смотрит на нее. Он лысоват, седоват, имеет небольшую бородку. Иосиф в длинном однотонном одеянии желтого цвета. Нимб яркий, но меньше, чем у Богоматери.
Другие два волхва расположились правее первого. Один из них, мужчина средних лет с заостренной бородкой, стоит чуть в глубине картины и смотрит на Иосифа. Он в длинном зеленом одеянии с золотистой каймой и красной шапочкой на голове, похожей на еврейскую кипу или ермолку. Его нимб чуть меньше, чем у Богоматери, на нем также прочитывается узор-вязь. Сзади от пожилого, также на одном колене, стоит третий волхв... Что самое парадоксальное, это молодая женщина с золотистыми волосами до плеч, прикрытых синей шапочкой, прошитой золотом. Она в красном платье с синим воротником и выкроенным лифом, также прошитом золотой ниткой. Подобный крой платья появился в Европе и, в частности, Италии только в середине XVI в. У нее такой же нимб, как у предыдущего волхва. У всех троих в руках ладан в золотых сосудах. Интересно, что на земле рядом с женщиной и пожилым волхвом лежат две золотые короны, так как по евангельской легенде волхвы были царями.
Другие люди располагаются на среднем плане. В центре человек с гладко выбритым лицом говорит о чем-то наклонившейся к нему женщине, а другой мужчина среднего возраста без признаков щетины на лице тоже прислушивается к разговору. Чуть правее мы видим негра с короткой стрижкой и тоже без бороды, который стоит к зрителю в профиль. При этом известно, что бритва появилась не ранее XV в…
Справа, за человеком с собакой на поводке, другой выбритый мужчина показывает пальцем в сторону Богоматери, а пожилой бородач на белой лошади, смотря в ту же сторону, хватается за голову. За ним видна голова еще одной, гнедой, лошади. Хотя даже в XV – XVI вв. лошади в Европе были редким и дорогим «удовольствием».
Также на картине изображены два персонажа, похожих как на персов, так и на мамлюков - воинов египетского (арабского) происхождения, составлявших с XIII в. личную гвардию султана. Возможно, что это два янычара – представителя отборной привилегированной пехоты султанской Турции, формировавшейся первоначально из христиан, обращенных в детском возрасте в мусульманство. Один из них вооружен ятаганом или же персидской саблей-гадарой. Национальную принадлежность этих персонажей определить сейчас трудно, так как именно в XIV – XV вв. произошло смешение арабских, турецких и персидских типов одежды. Тем более что изобразительные источники персидских костюмов относятся лишь к концу XV в., а турецкие миниатюры, из которых черпают информацию исследователи костюма, только к XVI – XVII вв.
Интересно, что представители мусульман пришли к Иисусу. Но если волхвы изображены коленопреклоненными перед Марией и Младенцем, то янычары настороженно наблюдают за происходящим. Их позы, наоборот, сильно отклонены от Богоматери в противоположную сторону. Это косвенно доказывает, что картина написана явно после 1453 г., когда Константинополь «захватили турки».
Пейзаж своеобразен и фантастичен. За Богоматерью просматривается сводчатое помещение, похожее на хлев (где был рожден Христос). На одной из его стен изображен сонгм ангелов. В хлеву из корыта пьет бычок, за ним голова вороного коня или ишака. Над сводами хлева светит Вифлеемская звезда. За толпой на заднем плане изображены нереалистичные скалы, среди них красный готический замок (или церковь), по размеру непропорциональный скалам. Композицию венчает еле просматриваемый образ Саваофа. Он изображен в центре, сверху над скалами на облаке, с посохом в руке. Его окружает сияние, от образа исходит рассеянный свет.
Стилистически живопись скорее близка к барочной, чем к готической. Или же перед нами произведение маньеризма, тенденции которого наметились в 1520-х гг. и развивались к середине XVI в.
Если учитывать возможный сдвиг на 200 – 260 лет, а по предположению И. В. Давиденко на 150 лет (с учетом резкого похолодания и эпидемии чумы в Европе XIV – XV вв.), то мы получаем конец XVI – середину XVII века. Это период появления и расцвета барокко в искусстве Западной Европы. В пользу более поздней датировки также говорит и то, что о художнике мало известно, сведения о нем сомнительны, а подписи на картинах могли быть сделаны в любое время.
ХРИСТОС-СТРАСТОТЕРПЕЦ 1403 г. (согласно подписи) Галерея Уффици 7 Эта более ранняя работа Лоренцо Монако – еще одно подтверждение, что в своем творческом развитии художник двигался в сторону готики, как считает традиционное искусствоведение.
Евангельский сюжет Воскресения Иисуса Христа традиционен для христианского искусства. Он имеет много иконографических схем. Произведение Лоренцо Монако отличается монументальностью, суровостью и простотой композиции. Рисунок лаконичен до схематичности и изобилует различными символами. Произведение перенасыщено символикой, которая имеет разносторонние значения. Прочитываются христианские и, как не странно, масонские символы.
В верхней части картины, над головой Христа, во всю ширину доски, крест с терновым венком на нем. Над крестом, на условном дереве, раненый пеликан с двумя птенцами. Пеликан, разрывающий себе грудь, чтобы вскормить птенцов, символизирует жертву Христа на кресте, самоотверженную родительскую и сыновью любовь. Пеликан олицетворял также благородство и был символом розенкрейцеров - «рыцарей пеликана» - тайного общества, основанного в 1484 г. немецким ученым Христианом Розенкрейцем. Ложи шотландской системы масонства в России в конце XVIII – начале XIX вв. даже носили его имя.
Справа и слева от пеликана – лики Солнца и Луны. Под Луной, над правой частью креста сюжет «Поцелуй Иуды», ставший очень популярным начиная со знаменитой фрески Джотто. Под Солнцем, над левой частью креста сюжет точно прочитать сложно: молодой апостол (?) поучает старого. Лица обоих персонажей написаны в «античной манере», в отличие от канонических, христианских, в предыдущем сюжете. На картине множество предметов - атрибутов, олицетворяющих апостолов.
Так, сабля, отсекающая ухо, обозначает апостола Петра, который, согласно Библии, своей саблей лишил уха раба первосвященника в Гефсиманском саду. Также его символом является петух, также присутствующий на картине. Объяснение этого символа находим в Новом завете: Иисус Христос во время Тайной Вечери сказал апостолу Петру, что тот трижды отречется от него еще до того, как прокричит утренний петух.
Копье олицетворяет апостола Фому, который был пронизан копьем. Также это и символ самого Христа, которому была нанесена глубокая рана копьем во время распятия. Палка обозначает Святого Иакова Младшего, который был убит ударом палкой по голове. Ее можно прочитать и как трость, которой избивали Христа, прежде чем отправить на казнь. Плеть – символ Святых Амбруаза или Бонифация. Интересно, что это святые католические, а не общехристианские. Также плетью перед распятием били Иисуса Христа. Факел – символ Святых Доротеи или Медарда. Лестница – символ воскрешения, движения вверх, восхождения к тайному знанию в интерпретации масонства. Чаша – символ апостола Иоанна. В ней ему был преподнесен яд, но апостол перекрестил чашу и яд потерял свою силу. Возможно, это и изображение легендарной чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого Христа.
Присутствие на картине Грааля и пеликана – символов тайного знания сначала духовно-рыцарских орденов, а затем масонских лож, косвенно также подтверждаю датировку картины именно концом XVI – началом XVII вв. Это было время формирования и распространения будущих масонских обществ – наследников катаров - альбигойцев, иоаннитов - госпитальеров, храмовников - тамплиеров.
Вызывают «недоумение» изображения на этой картине железных предметов, имеющих вполне современный вид: подковных клещей и молотка, а также трех кованых гвоздей. Присутствие этих предметов на картине Лоренцо Монако не соответствуют как традиционной «евангельской» хронологии, так и цивилизационной.
|