Цитата:Здесь, вероятно, стоит прервать затянувшееся изложение прописных истин и взглянуть на то, как это "перебазирование" происходило на практике. Подробный обзор событий 22-24 июня, несомненно, выходит за рамки данной статьи (далеко не полный рассказ о "перебазировании" нескольких авиаполков занимает в книге "На мирно спящих аэродромах" 113 страниц). И тем не менее - приведем один, трагичный и
весьма показательный, пример
.
Автор перешел к показательному примеру. Посмотрим.
Цитата:"…Самолеты И-16, которые мы в полку получали, были 27-й и 24-й серии - с моторами М-62 и М-63. Буквально все они были новыми машинами, причем у каждого летчика: 72 самолета - 72 летчика в полку. У всех своя машина, поэтому и налет в часах у всех был большой, и летная подготовка пилотов была сильной.
Я начал войну, имея налет 240 часов (здесь и далее подчеркнуто мной - М.С.)…
Мы летали чуть ли не каждый день, ну, в воскресенье был выходной, а в субботу - летали… Ведь И-16, когда им овладеешь - машина хорошая была! Догонял он и «Юнкерс-88», и «Хейнкель-111», и «Ю-87», конечно, все расстреливал. Драться, конечно, было сложнее с «Мессершмиттами», но все равно, за счет маневренности можно…
Автор специально подчеркнул - 240 часов. Читатель, типа Левы, подумал бы, что 240 это очень много и побежал бы глазами дальше, но мы сравним 240 часов налета в продвинутой советской части (новые пушечные И-16 как не как) с
средним
налетом в Люфтваффе. Открываем любимого Левой Башанова, смотрим - 450 часов. Итак налет советской элиты в 2 раза меньше, чем
средний
налет в германских ВВС. Подчеркивание автора явно неуместно.
Цитата:Все - началась «драка», немцы поняли… И потом, они увидели… Им же по радио все это дело шпионы, наверняка, сказали, что полк ушел с аэродрома…
Пока я рулил и взлетал – мне 16 пробоин влепили
. Когда я оторвался, шасси убрал и взлетел, "мессера" меня уже "бросили" - мною не занимались, а "шестерка" их была уже над аэродромом.
Это к невозможности попасть в самолет на земле.
Цитата:Результаты первого вражеского налета Долгушин (в другом месте своего рассказа) оценивает как "очень незначительные". Это мнение полностью совпадает с сохранившимися документами штаба 3-й Армии (в оперативном подчинении которой была 11-я САД): "С 4 часов 30 минут до 7 часов произведено противником 4 налета на аэродром Новы Двур группами 13-15 самолетов. Потери:
2 самолета сгорели, 6 выведены из строя
. 2 человека тяжело ранено, 6 - легко...". Другими словам, потери от "уничтожающего удара по аэродромам" составили в 122 ИАП не более 5-10 % от исходной численности.
Цитата:"… Прилетел я в Лиду (это уже 100 км к востоку от Гродно - М.С.) где-то в районе 11.30-12.00… Две "девятки" самолетов сели тоже передо мной на этот аэродром, потому что в Черленах отбомбили – сесть нельзя. И вот, когда наши подруливали, нагрянули Ме-110 и, застав там наших на рулежке, начали бить по всем, которые рулили на полосе аэродрома. А самолетов на рулежке было еще много.
В результате этого налета машинам они ничего не сделали, но командира дивизии Ганичева ранили в живот, и он через 2 часа скончался, его заместителя полковника Михайлова ранили в ногу, и убили одного из летчиков…
…После этой штурмовки в Лиде мы полетели в Черлену к полку, полк-то там... Но откровенно скажу: у которых жены были - пошли к женам, а мы, холостяки, улетели. Дивизией после гибели Ганичева никто не командовал: дивизия осталась «без руля, без ветрил». Командир умер, Михайлов ранен, а начальника штаба я и не знал…
Цитата: … Рано утром, 23-го июня, когда еще темно было, нас подняли по тревоге. Мы прибежали на аэродром, а у наших машин – пустые баки. Ни взлететь, ни чего.
И Ме-110 уничтожили все, что было на земле.
Два полка были разгромлены и перестали существовать. Нас посадили в машины и через Минск увезли в Москву, за новой техникой. Уезжали из Лиды все вместе – летчики 122-го и 127-го полков, сели на машины и все уехали… И я уверен, что там 50% самолетов "живых" обоих полков так и осталось, а то и больше! Вот так и прекратилось существование двух полков…"
Это Солонин приводит, как доказательство неэффективности ударов по аэродромам. На кого расчитана данная статья? На наивных читателей, читающих только комментарии автора? За все воспоминания
не один самолет не был уничтожен в воздухе
, все на земле.
И главное как надо было действовать авиации? Оставаться до прихода противника на аэродромах?