http://www.nearyou.ru/matveev/0matveev.html 6 декабря 1723 г. Андрей был зачислен в Антверпенскую академию художеств (Бельгия), .
В Россию Матвеев вернулся в 1727 г.
Но, портрет с натуры нарисован в 1725 году.
Где умер Пётр Первый ? В Бельгии ?
Которой ещё не существовало в его время.
Матвеев обучался в излюбленной Петром 1 Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Андрей не пил, не бесчинствовал, а упорно работал и проявлял незаурядные способности и прилежание. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины. «А именно партреть Вашего Величества, который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего. При сем партреть господина агента Фанденбурха».
Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились), и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование.
6 декабря 1723 г. Андрей был зачислен в Антверпенскую академию художеств (Бельгия), где его педагогом стал неизвестный в наше время художник Спервер. Учителя прославленной академии, согретой лучами рубенсовской славы, дали Матвееву хорошую профессиональную подготовку. От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет.
Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г.), исполненную акварельной техникой на дубовой доске.
И никакой инфы не осталось к нашему времени о портрете Петра Первого в момент смерти ?
Матвеев обучался в излюбленной Петром 1 Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена.
С чем не согласен П.Свиньин, пишущий:" Матвеев образовывался в известной школе Ивана де Витта" .
Витт , между делом, ко времени Матвеева , уже лет с тридцать , как умер , покончив жизнь самоубийством.
Какую либо школу он не мог оставить, по причине бедности.
Манера письма де Витта, также совсем не рембрандтовская.
Настоящее имя Витта -"Эммануэль, Эммануил" , что никак не переводится на русский именем "Иван".
По ТИ-искусствоведению, Витт-выходец из учительской среды, разночинец и , в тоже вреля имеет дворянскую приставку "де".
http://galich.com/galichane/sviniin/petrova.htm Знаменитый "Портрет Петра I на смертном одре" (ГРМ), означенный в литературе как работа И. Н. Никитина, в собра-нии Свиньина считался произведением Андрея Матвеева. Многие произведения из бывшей коллекции Свиньина теперь очень трудно идентифицировать с работами, хранящимися в разных музеях и частных собраниях страны.
В описи Свиньина отсутствуют размеры произведений, на-звания их весьма приблизительны. Позднее они могли быть уточнены или изменены произвольно, согласно вкусам владель-цев, авторов статей, монографий и каталогов, в которых упоминались. Особенно это касается пейзажей Ф. Я. Алексеева, Сем. Ф. Щедрина, Ф. М. Матвеева. В коллекции Свиньина были работы этих мастеров, названиями похожие на хранящиеся теперь в Русском музее или Третьяковской галерее. Но с абсо-лютной уверенностью связывать их с известными полотнами пока нет оснований.
Переадресация портрета Петра от Матвеева к Никитину, не связана ли с датой его написания 1725 годом.
По ТИ , в этом году Матвеев был НЕ В ПЕТЕРБУРГЕ.
Авторство Ивана Никитина впервые было установлено П. Н. Петровым в 1870 году. Несмотря на то, что в 1930-х гг. высказывалось предположение об авторстве Андрея Матвеева, современные исследователи считают картину безусловной работой И. Никитина, что подтверждается и ее технологическим анализом (Римская-Корсакова С.В. Атрибуция ряда портретов петровского времени на основании технологического исследования // Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования. – Л.,1977. С. 191-199).
http://www.vitanova.ru/static/catalog/b … oksp3.html
Одним из немногих портретов, с атрибуцией которого И. Н. Никитину спорить не приходится, является знаменитая картина «Петр I на смертном ложе» (1725) из собрания Государственного Русского музея. Картина была передана в Академию художеств в 1762 году по распоряжению Екатерины II из старого деревянного Зимнего дворца на Невском проспекте вместе с двадцатью восьмью другими картинами. Как работа неизвестного художника картина была включена в «Опись» академических картин, составленную К. И. Головачевским в 1773 году: «124. Неизвестно. Портрет, писанный с усопшего Государя Императора Петра Великого, поясной, без рам».[29] Указанные в «Описи» размеры соответствуют полотну из собрания Государственного Русского музея.