Цитата:Общество потребления зациклено только на потребление и развлечениях.
в целом Вы правы, но в той же Европе есть определенный процент населения (увы, небольшой, в основном интеллектуалы либо люди религиозные), который осознает проблему общества потребления и сознательно отказывается от его идеалов, даже, скажем, в повседневной жизни. но увы - современная экономика построена сейчас на модели все расширяющегося потребления, а какой-то новый принцип те же интеллектуалы пока что предложить не в состоянии. по крайней мере не в такой форме, чтобы он быстро начал работать. понятно, что перестройка экономики повлечет за собой серьезные социальные последствия, чего все боятся. сами инициировать подобный эксперимент нынешнее поколение европейских политиков не будет - для них это серьезные риски. так что не данный момент изменение экономической модели возможно, только если возникнут какие-то объективные факторы, ограничивающие ресурсы и заставляющие пересмотреть концепцию общества потребления.
вообще концепция потребительского общества пришла в Европу из США после войны, причем в США она спокойно сочеталась до 1960-х годов с религиозностью и моральными нормами. В Европе нравы были с начала 20 века посвободней, причем потребительства еще не было. так что я бы не стала связывать мораль и потребительство и искать какие-то прямые зависимости между ними.
что касается России, то идеология советского строя была практически прямой противоположностью идеологии общества потребления. Вы оцениваете это положительно. Но, как мы знаем, даже при советском строе был определенный процент населения, которому были важны различные потребительские блага, начиная с красивой одежды и вкусной еды, заканчивая драгоценностями и коллекционными предметами искусства. да, это было не все население, и да, это не было общественной идеологией, но факт остается фактом: многим людям просто хочется иметь и потреблять как можно больше разных благ. это, видимо, заложено в природу человека и никакая советская идеология этого полностью не изменит. как мы знаем, в СССР тягой к красивой жизни страдала особенно элита - не в последнюю очередь просто потому, что у нее был доступ к "элементам красивой жизни". на этом, среди прочего, и советский строй и погорел.
а современная Россия, получив доступ к благам общества потребления, еще только проходит ту стадию, которую та же Европа прошла в 70х годах. Элита и средний класс настроены на высокие стандарты потребления, и пройдет еще лет 20-30, пока в этой среде начнут распространяться идеи о сознательном самоограничении и приоритете духовного над материальным.
насильно внедрить эти идеи не получится. вспомните, даже в молодом СССР, при разрушенной экономике и объективном недостатке разных ресурсов и потребительских благ не так просто оказалось "выдавить" из людей тягу к "избыточному" потреблению и "красивой жизни".
Цитата:В нашем обществе есть личности которые призывают идти по западному пути, по пути в никуда, потому что не факт что сама западная элита знает куда ведет свое общество и во что это выльется. Я сущность людей которые призывают идти по западному пути не понимаю, они на самом деле такие недалекие люди, которые считают, что Запад демократичен и гуманистический, живут в мире выдуманной пропаганды 90-х, они не замечают что мир изменился, тех идеалов уже нет. Они живут в выдуманном мирке 90-х и не видят какой социальный проект внедряется и проводится в Европе, а именно есть проект, который внедряется элитой и через силу. Или они считают себя исключительными, которые найдут себе место в этом мире, а остальные ничтожества, которые выживут или нет, это их проблема, или это слепцы, для которых Запад это Бог в последней инстанции и то что он воплощает, это есть истина. Может быть им самим надо выдавить из себя раба Запада и не преклонятся перед ним слепо.
среди прозападно ориентированных русских тоже следует различать несколько групп. есть радикальные западники, которые считают, что простым копированием западных механизмов экономики и политики в России можно сделать жизнь в России как на Западе в смысле благосостояния. но их-то как раз не очень много осталось, и среди элит их почти нет, что не может не радовать. есть умеренные, которые признают фундаментальность и полезность основных принципов, на которых построено западное общество - права и свободы личности, уважение человеческого достоинства, законопослушание, экономическая свобода, демократические политические принципы и т.д. при этом понимая, что просто скопировать западную систему в России не получится. они ищут способы, которыми эти основные принципы можно реализовать в России. Есть более прорусские западники, которые готовы учиться у Запада только отдельным вещам, которые им особенно нравятся. на мой взгляд, это часто не имеет смысла и успеха, потому что в России нет соответствующей базы, на которой бы эти вещи начали работать.
те, кто предлагает полностью "воссоздать" или повторить путь США или Европы в России - утописты, многочисленные опыты "демократического транзита" в других странах (Латинская Америка, Азия) уже в прошлом веке доказали, что абсолютное повторение невозможно и везде есть своя региональная специфика.
Против второй группы я лично ничего против не имею. фундаментальные принципы возникли на Западе еще до общества потребления и до нынешней модели мироустройства и сами по себе вполне адекватны.
Третья группа - как уже сказано, трудно научить человека есть суп ложкой, если до этого он ел палочками и суп в его рационе вообще не встречается
Цитата:Человечество должно осознавать, культура и коммерция в духовной сфере вещи не совместимые.
культура всегда была коммерциализирована. возьмите основные великие произведения искусства во всех сферах за последние пару тысяч лет - все делалось на продажу и под запрос заказчика. тех, кто творил исключительно "для души", без намерения на этом заработать - единицы. если брать уж совсем духовную сферу, т.е. религию, то люди всегда несли в церковь деньги, и церковь всегда вела экономическую деятельность и зарабатывала деньги. все это относится и к церкви православной.
Цитата:Очень просто. Отказаться от Боллонской системы, вернуть советскую систему образования, где упор делался на фундаментальную науку, если все так плохо вернуть советские учебники. Поверьте грамотность вернется и люди станут гораздо образованней, просто из убрать идеологическую составляющую, а физика она осталось физикой, а про русский язык я даже говорить не буду, дополнить некоторые дисциплины последними научными открытиями. И эту базу советскую, дополнять современными технологиями и развивать в соответствиями с современными реалиями, а не реформировать. Но не может быть чтобы в 91-ом году у нас образование было одно из лучших, а в 92-ом слабое. Опыт создания образования с нуля есть, СССР.
такую идею полностью поддерживаю. если бы меня пустили в Минобразования, я бы вернула стандарты хотя бы даже 1980г. или 1990г. к сожалению, тут есть много "но".
1. система образования заточена под структуру экономики. в СССР нужны были инженеры и другие технические специальности потому, что предполагалось много всего строить, в смысле разные производства и транспорт. современная Россия - это экономика двух труб (нефтяной и газовой либо северной и южной
, кто как говорит). я об этом писала уже не раз: в сырьевой экономике нужно небольшое количество инженеров, строящих и обслуживающих эти трубы и сопутствующее оборудование, плюс некоторое количество других профессий, обеспечивающих повседневную жизнь нефтегазового сектора. еще Россия один из крупнейших экспортеров оружия в мире - соответственно нужны инженеры и конструкторы в военной сфере плюс производственные мощности. при современном уровне механизации - сколько процентов населения может быть в оборонке занято? пока трубы исправно работают - нет объективных причин менять структуру образования, возвращая ее к советской.
к тому же не будем забывать, что советская экономика была плановой. т.е. можно было развивать высокие стандарты школьного образования, но доступ к образованию высшему и к фактическим рабочим местам регулировался планом. в условиях свободного рынка все по-другому.
2. СССР был изолированной страной за железным занавесом, внешние экономические контакты опять же регулировались планами. сегодня Россия намного сильнее интегрирована в мировую экономику, из чего вытекает два факта. первый: в мировой экономике у нее есть своя ниша, которую не так-то просто поменять даже при желании. второе: образование в России должно как-то соотноситься с международными стандартами и международным рынком занятости. а там сейчас свои требования
3. правящая элита не заинтересована в высококачественной системе образования по трем причинам. первая: в экономике нет столько рабочих мест для хорошо образованных людей. вторая: сильно умный народ труднее контролировать. третья: если русские выпускники школ и ВУЗов смогут конкурировать с западными и превзойти их - при отсутствии железного занавеса они свалят на Запад, что подтверждается многочисленными практическими примерами (чтобы этого не происходило, нужно делать в России соответствующие условия труда и оплату).
4. недостаток квалифицированных кадров. даже если забыть на миг о неадекватных и коррумпированных чиновниках в Минобразования - осталось очень мало хороших педагогов, способных профессионально составить хорошую учебную программу и учить по ней детей. тем, кто заканчивал педВУЗы в последние годы СССР, сейчас лет по 45. сколько из них осталось в профессии (учитывая систематические невыплаты зарплаты в 1990е) - большой вопрос. не знаю, как в столицах, но в провинции по моим воспоминаниям уже в середине 1990х в педВУЗы шли те, кто больше не надеялся никуда поступить (на "модные" специальности был большой конкурс, нужны были очень хорошие оценки, и у родителей не было денег на платный ВУЗ). что там за педагоги получились и сколько из них работает по специальности - тоже большой вопрос. кто преподает в ВУЗах - отдельная тема, там свои проблемы. да, в Мск и СПб есть инженерные, медицинские и "научные" специальности на хорошем уровне, но в провинции ситуация намного хуже.
где брать тех, кто может сегодня преподавать хотя бы по советским стандартам (а тем более с учетом прогресса науки и техники за последние 25 лет) - неизвестно. правительство вот теперь выдумало программу по обучению российских выпускников в зарубежных ВУЗах с тем, чтобы они потом вернулись и работали в России. ну-ну