Прекрасный текст.
Цитата:Васильев Александр Александрович
9 ч ·
В скандинавских сагах есть такие поэтические вставки - висы. Это, как правило, небольшие, но очень сложно организованные стихотворения.
Считается, что висы древнее самих обрамляющих их саг. Тексты саг ложились на бумагу в развитом-позднем средневековье, а повествуют, в основном, о событиях эпохи викингов.
Передаваясь сотнями лет из уст в уста, они претерпевали понятные изменения. Там рассказчик что-то от себя добавил, тут что-то позабыл, реалии разных эпох наслаивались друг на друга, сюжеты переплетались между собой.
А вот с висами такого не происходило – их форма и структура были так специфически организованы, что поменяй в них хотя бы одно слово и стихотворная строфа разваливается, перестает звучать.
Но дело даже не только в специфической форме, а в содержании стихов – они по сути своей не являются плодом воображения, но созданы по типичной для архаичного общества схеме «что вижу то пою».
Скальд заплетает в прихотливую ткань висы реальный факт, живым свидетелем и участником которого он был.
В такую первичность стиха над прозой трудно поверить, если учитывать обстоятельства, в которых эти стихи произносились – нередко они крайне драматичны, зачастую – ставя автора на краю гибели. Т.е. может с отрубленной головой их не декламировали, но с отрубленной ногой – пожалуй, что и могли.
А в таком случае, не редко единственными свидетелями, способными дословно пересказать последние слова героя, были его собственные убийцы.
Признаться, даже читая работы скандинавистов посвященные специфике скальдической поэзии мне трудно было до конца принять их аргументацию, поверить, что даже специально обученный человек способен в смертельной схватке не рычать, подобно дикому зверю, а оперируя оружием, еще и произносить что-то не просто членораздельное, но патетическое.
Несмотря на все ученые аргументы, казалось, что в такие моменты над человеком, лишенным всякой аудитории, всякого внешнего наблюдателя, берет верх, обнажается природное, отбрасывая всякую культурную «шелуху». А все красивые слова за него додумывают уже потом те, кто берется увековечить подвиг для потомков.
Так думал я до того момента, как на третьей секунде снятого на телефон видео, среди камней и оливковых деревьев, послышалось: «это вам за пацанов!»