mazarin
Частый гость
Вне Форума
Сообщений: 178
Montréal
|
Ну ладно, если говорить серьезно, обо всем этом, могу заметить следующее. Нельзя в принципе сравнивать фотографию и карандашный набросок, даже сделанный таким мастером, как Репин. Это вещи несопоставимые - тем более, - не стоит на столь хрупкой основе делать какие-то, далеко идущие предположения и тем более строить сомнительные теории. Хочу подчеркнуть также, что это только в конце своей жизни Илья Ефимович, что называется "прозрел". Оказавшись со своими "Пенатами" в Финляндии он, как известно, категорически отказался от возвращения в Россию, пока у власти там большевики. Но в период расцвета своего творчества, в царской России, он был настроен весьма и весьма революционно-демократически, будучи активным членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1866 Репин находился еще только в начале своего творческого пути, но он был уже вполне сформировавшимся человеком. Его фундаментальные полотна - "Не ждали", "Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста" - это протест против существующих порядков, это пропаганда революционной борьбы, это героизация образа мученника-революционера. Сам Репин говорил - «Невозможно, чтобы европейски образованный человек искренне стоял за нелепое, потерявшее всякий смысл самодержавие, этот допотопный способ правления годится только еще для диких племен, неспособных к культуре». При этом сам Илья Ефимович скромно умалчивает, например, что когда чиновники не допускали на выставку "Арест пропагандиста", сам государь Александр III, посмотрев на картину, разрешил ее показ публике. А с каким злорадством и ненавистью отзывался Репин об Александре Федеровне, когда его удостоили чести и пригласили в Зимний сделать портрет новой императрицы. (я, к сожалению, сейчас не могу найти его цитаты по этому поводу, но она существует - будьте уверены). И учитывая все это, вполне естественно предположить, что Репин испытывал большую симпатию к Каракозову. Больше того, я уверен, что симпатия эта и явное сострадание, не могли не отразиться в запечатленном им образе. Репин рисовал не столько этого ублюдка, сколько "прекрасный, благородный и светлый" образ "героя-мученника". Этот образ призван был вызвать волну сочувствия, сострадания, восхищения, любви, и жалости у всей "прогрессивно-настроенной общественности". Кроме того состояние самого художника в момент экзекуции было весьма и весьма нервическим, мягко говоря, не способствующим обьективному восприятию действительности. Вот что пишет сам Репин - "Я отвернулся на толпу и очень был удивлен, что все люди были в зеленом тумане... У меня закружилась голова, я схватился за Мурашко и чуть не отскочил от его лица - оно было поразительно страшно своим выражением страдания; вдруг он мне показался вторым Каракозовым. Боже! Его глаза, только нос был короче"... Больше того, - только спустя некоторое время после казни Репин сделал карандашный набросок Каракозова. То есть - эта зарисовка даже не является наброском с натуры. А зная теперь душевный и моральный настрой художника, его симпатии и нравственные убеждения - легко сделать вывод о достоверности изображения. Этот портрет похож, прежде всего, на тот образ, который представлял себе Репин - не более того. И наконец еще одно. Есть люди, даже фотографии которых, сделанные в один и то же период времени - выглядят "непохожими" и друг на друга и на прототип. Я например встречал очень "разные" фотографии Блока. В конце концов, есть просто нефотогеничные люди, а есть люди физиономия которых сильно меняется от настроения например. Я сам, к примеру, последний раз трижды переснимался на паспорт - ну не нравилось то, что выходило и все тут, еще и горе-ретушеры в фотосалоне, не имеющие ни малейшего представления о рисунке и анатомии - такое наретушировали в Фотошопе... Ну, вот-так, как-то...
|