Владимир В. писал(а) 14.11.2008 :: 10:46:13:Routsi писал(а) 14.11.2008 :: 06:34:41:Вы несете полнейшую глупость уважаемый,
Тут я с Вами согласен. Особенно по поводу штурма проливов линкорами.
Но и Вы не совсем верно представили картину. "Гебен" и "Бреслау" не были броненосцами. "Гебен" относят чаще всего к классу линейных крейсеров. "Бреслау" и вовсе легкий крейсер. Собственно, класс броненосцев к началу первой мировой войны безнадежно устарел. И если их где-то и применяли, то исключительно от безысходности. "Императрица Мария" относилась к классу дредноутов (то что позже стали называть линкорами). И строили две "Императрицы" и "Императора" в противовес турецким линкорам. О "Гебене" никто в то время не думал.
Ну а операция по захвату Босфора - это утопия независимо от взрыва/невзрыва "Марии". Она бы состоялась только в случае, если бы Россия продержалась в ПМВ до ее окончания. Но и это не факт. Турцию после ее капитуляции еще 4 года делили, но так ничего с Проливами решить не смогли.
Дело в том ,что линкор должен был сыграть большую роль в Босфорской операции.
Вот данные линкора: Водоизмещение его равнялось 22 600 т., скорость — 21 узел в час. На борту линкора находилось 12 орудий по 305 мм, 20 орудий по 130 мм, 8 орудий по 75 мм, 4 орудия по 47 мм и 4 пулемета. На него делали главную ставку в операции. Это даже доказывает письмо Николая 2 после взрыва линкора. Происшествие это известно всей России, но за отсутствием официальных данных вокруг него ходят всевозможные слухи, вплоть до бунта команд, что крайне обидно для доблестного личного состава Черноморского флота. Я нахожу наиболее правильным краткое сообщение о случившимся, что повлекло к временному выводу из строя боевого судна и указания надежды на восстановление его через несколько месяцев, полгода, год и т.п. Это безусловно нужно. Уважающий вас НИКОЛАЙ.
На счет Гебен и Бреслау то, как я знаю, они все же представляли опасность для российского флота, часто атакуя Российские порты.
Что касается операции овладения проливами, то мнение военных деятелей того времени тоже расходились вот например: Адмирал А.Д. Бубнов считал, что «по своей решающей стратегической и политической важности Босфорская операция принадлежала к категории тех операций, при коих даже самый крайний риск не только допустим, но и обязательно необходим. В данном случае мы рисковали бы лишь одной бригадой, а если даже при этом погиб бы весь Черноморский флот, состоявший из устарелых судов, то это не было бы бедой, ибо как раз весной 1915-го года должны были вступить в строй мощные современные корабли и истребители».
Однако, мнение адмирала Бубнова нашло противодействие со стороны генерала Данилова и, в меньшей степени, генерала Алексеева. Первый вообще считал операцию авантюрой, а второй рассматривал ее только в контексте общесоюзнической операции, так как полагал, что у русских слишком мало сил для ее осуществления в одиночку. При этом приводились доказательства, что если уж у союзников ничего не получается, то что говорить о нас. Это неверие большей части русского генералитета в силы своей армии, столь характерное для начала XX-го века, продолжало играть свою пагубную роль. При этом как-то совершенно не принималось в расчет ни Даниловым, ни Алексеевым, что союзники приготовились к этой операции из рук вон плохо, поспешно, и их поражение было предопределено еще в начале операции.
Хотя возможно это действительно была утопией в чем я с вами соглашусь. Не было огромного военного потенциала у России того времени. Но риск благородное дело. Ведь согласитесь идея овладением Константинополем (ЦАРЬГРАДОМ), действительно грандиозная! Особенно по своему религиозному замыслу! Создать империю с православной Сталицой Константинополь это грандиозная идея.
Но…