Цитата: Вот какую гневную речь он произнес на переговорах в 1677 году (По ТИ, якобы в 1667 году) в ответ на попытки Священной Римской империи получить независимость:
А теперь читаем ту версию, которую приводят польские послы и сравниваем с версией "Реконструкции":
«Всем достаточно известны, о великие королевские послы, обширная территория и заслуженная слава знаменитого славянского племени, в состав коего мы и вы одинаково входим, и нет, конечно, под солнцем другого народа или племени, который дерзнул бы равняться с нами. Достаточно будет назвать Далмацию, Иллирию, Либурнию, Истрию, Боснию, Мизию, Рецию, Богемию, Лузацию, Силезию, Скандинавию, Булгарию, Вандалию и иные кочующие племена и наши с вами государства с их народами, говорящими на славянском наречии, от Адриатического до Германского моря и до Северного океана, словом, до пределов Европы. Если бы я пожелал распространяться о сем предмете, вы могли бы мне сказать, что не менее моего вам самим все это хорошо известно. Итак, очевидно всем, каким пространством земель владеют оба наши светлейшие и могущественные государи, и потому достаточно сказать, что, в сущности, наши только две державы правильно назвать империями. И какой бы славы достигли оба наши народа, если бы они соединились в одно под одной монаршей державой!
Но поймите, однако же, что мы не желаем отнюдь завладеть достоянием вашим и не были бы мы озабоченными на счет наследства вашего государства, если бы был кто-нибудь хоть с каплей ягеллоновой крови в его жилах, кроме светлейшего короля вашего, обремененного уже летами и перенесенными им трудами, и если бы не отсутствие у его величества ближних всяких родственников, что внушает нам справедливый страх. А что должны мы на столь важное обстоятельство обратить как соседи особенное внимание, очевидно также всякому здравомыслящему человеку, и
никто не может ставить нам в упрек желание наше о соединении в единое обоих наших родственноплеменных и соседних народов. И потому заявляем ныне перед лицом
Царя царствующих и Повелителя всех держав, что крайняя необходимость изложенных выше обстоятельств понуждает нас приступить к следующим соображениям.
Независимость ваша, столь беспримерная во всей вселенной (и чему следует поистине изумляться),
должна быть не только сохранена всецело по-прежнему, но наипаче должна возрастать — того требует безопасность соседних вам государств, в том числе и наша. Вы сами могли убедиться, что мы пользуемся здесь всякой возможной свободой, какая только доступна в самодержавном правлении всемилостивейших царей, государей наших, и в особенности под державой благочестивого и всеми признанного наибожнейшего ныне царствующего государя.
А что касается вашей свободы, которую следует нерушимо и навеки сохранять вместе с вашими древними обычаями для блага не одних соседей ваших, но и для всего христианского мира, мы сами того желаем как для вашей, так и для нашей собственной пользы. И вот почему его священное царское величество разумно и безобидно предлагает через меня размышлению вашему, какая бы могла последовать слава всем славянским племенам, благополучие нашему и вашему народу и христианской вашей республике,
если бы светлейший и предназначенный для великих дел сын священного царского величества всемилостивейшего государя нашего, если бы, говорю, отрок сей, предстоящий ныне перед вами, отличающийся уже похвальными наклонностями не по его летам,
предполагаем был бы вашим светлейшим королем, которому душевно желаем долгоденствия и всякого успеха до конца жизни,
к избранию своим королевским наследником через свободную общую подачу голосов. Вы сами свидетельствовали, с каким тщанием готовится светлейший сей наш принц к достойному и успешному управлению нашим государством. Сверх сего, выставляем вам на вид, что его священным и благочестивым царским величеством совершено в отношении к светлейшему сыну своему то, что, с прискорбием должны мы сознаться, не имело доселе примера между нами, но отныне служит подтверждением благосклонности всемилостивейшего государя нашего к вашему польскому народу; этим желаю сказать, что он прилежно тщился украсить дорогого своего сына, одаренного по природе великими способностями и качествами сердца, не токмо знанием греческой и латинской грамотности, но даже изучением польского наречия, а главное, что таковое родительское попечение имеет целью сделать из сего царского отрока способного правителя столь же нашего, как и вашего народа. Предполагаемому единодержавию над двумя государствами воспоследует воздержание соседних стран в надлежащих границах, восстановление согласия между враждующими врагами святой православной церкви и даже совершенное уничтожение ересей в ваших пределах, то самое, к чему вы благополучно приступили с недавнего времени по похвальному
примеру, данному вам нами, Италией и Испанией. Отрадный же образец просвещенного того воспитания вы сами с соизволения священного нашего царя ныне узрите».
И что ж такого гневного в этой речи? Скорее речь похожа на сватовство. Мол богатый купец, распригожий и распрекрасный, пожаловал за красным товаром - польской короной.
Читаем, Александр, ваши выводы:
Цитата:В Европе есть только одна великая славянская империя – царская Россия. Говоря обычным языком, Ордын-Нащокин заявил, что ни о какой свободе и речи быть не может.
Ни о какой единой империи ни слова, зато о свободе и незвисимости польской - целый спич.
Цитата: Русская имперская знать признает единодержавие только одного законного царя «Повелителя всех держав» Федора Алексеевича и одну веру – православную.
Имя Этого Царя царствующих (недаром с большой буквы) и Повелителя всех держав (опять с большой) - не Федор Алексеевич, и даже не Алексей Михайлович, а именно Тот, о Котором принято всегда писать с большой буквы - Господь Бог, Иисус Христос, Спаситель, Царь Небесный, Царь царей. Заметьте, что в остальных местах "государь наш" и "царь" пишется именно с маленькой.
Цитата:После этого Италия и Испания из Священной Римской Империи вышли, что Ордын-Нащокин ставит в пример.
В пример Ордын-Нащокин ставит борьбу с церковной ересью в России - "никонианством" и победную борьбу инквизиции с еретиками в Италии и Испании. А вот во Франции и Германии та борьба не закончилась безоговорочной победой.
Цитата:Это условия мира с русской стороны, подумайте, а мы пока остановим наступление и заключим перемирие.
В таком случае более завуалированного предложения условий перемирия я не встречал. Тут даже сам Ордин-Нащокин не смог бы понять что он это предлагал.
Далее в главе идут лингвистические размышления, о которых я не берусь судить. Но они очень напоминают лингвистические изыскания Задорнова и ничуть не лучше моих зороастрийцев, монгольфьеров и португальцев.