Цитата:Приведу ссылку не на первоисточник, но на весьма авторитетного исследователя истории:
"Ведь обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение.
Креститься необходимо было и для заключения брака"
Л. Н. Гумилев. «От Руси к России»
Ну вот, нашел. Как всегда раздвинем цитату.
Л.Н.Гумилев. "От Руси к России". Часть 2. "В союзе с Ордой". Подглавка Церковь и Москва"
"При Иване Калите получил свое окончательное воплощение новый принцип строительства государства - принцип этнической терпимости. В отличие от Литвы, где предпочтение отдавалось католикам, в отличие от Орды, где после переворота Узбека стали преобладать мусульмане, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам. Калита и его наследники принимали на службу и татар (христиан и язычников, бежавших из Орды после победы ислама и не желавших поступаться религиозными убеждениями), и православных литовцев, покидавших простых русских людей, все богатство которых заключалось в коне да сабле. Никаких владений у этих людей не было, и потому они искали службы, то есть государственных военных обязанностей, за выполнение коих от князя московского следовало вознаграждение в виде "корма" с небольшой деревеньки. Силой, связующей всех "новонаходников", в Москве стала православная вера. Ведь обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение. Креститься необходимо было и для заключения брака. Множество татар - ордынских выходцев - женились на русских красавицах, а татарки выходки замуж за русских.
Так, исподволь, во всей Северо-Восточной земле восторжествовало православие, хотя при этом сохранились и некоторые языческие обычаи."
Т.е. речь идет об эпохе Ивана Калиты. Можем ли мы утверждать, что и во времена Романовых такие порядки соблюдались? Я думаю, нет оснований. "Все течет, все изменяется". Необходимость реформирования армии по "западному" образцу уже во 2-й пол XVI в. вполне могла повлечь за собой "либерализацию" требований.
Простите, но при всем уважении к Гумилеву, требуются более веские доказательства о сохранении таких же порядков при Алексее Романове.