Дело в том, что коллективные легендарные представления свойственны любому обществу. Несмотря на то, что я занимаюсь этим периодом и, в частности, этой темой, я побоюсь судить о том, насколько Жанна была популярна в различных общественных стратах (извините за ругательства
). Но не надо утверждать, что всем на нее было наплевать. Дело в том, что, как я, опять же, говорила, она олицетворяла собой некторые очень важные, так сказать, общественные ожидания. Например, спасение, пришедшее "из народных масс" (миф, возродившийся уже про Жане Добром), потом покровительство Бога справедливой войне (соответственно, чтобы все видели, что прав Карл)...
Повторюсь, очень сложно судить об истинной ее роли. Хотя англичане на нее набросились, провели процесс, в котором из всех обвинений осталось лишь ношение ею мужского платья
. "По бумажкам" ее сожгли именно за это. О ней не говорят хроники сторонников Карла 7, хотя ранние - не так много, как это ожидалось бы, зная, в какую героиню она превратилась через несколько десятилетий - это сугубо мое мнение. Но в политической литературе того периода, когда Жанна была с королем, она часто является одним из "гвоздей" в обосновании правильности "дела" Карла.
Примечательно, что Ангерран де Монстреле, официальный историограф герцога Бургундского, очень детально описывающий события и старающийся быть нейтральным по отношению к противниками (ну, насколько это можно ожидать от хрониста
) упоминает о ней всего один раз в одной лишь фразе, сообщая о ее пленении у Компьени! И это при том. что он был очевидцем событий. Спрашивается, была ли она такой уж сенсацией? Но для выводов только этих "показаний", конечно, недостаточно...