PRAWO I PIĘŚĆ……ПОЛЬША, 1964
Режиссеры ЕЖИ ХОФФМАН и ЭДВАРД СКУЖЕВСКИЙ
Премьера состоялась 14 сентября 1964 года
Сразу же по выходе на экран ленты Ежи Хоффмана и Эдварда Скужевского, она почти единодушно была определена критиками, как "польский вестерн". Действительно, в картине присутствуют все атрибуты жанра. Герой-одиночка (своего рода "шериф") воюет в пустом городе на польском Западе с бандой "плохих парней". Картина снята на очень высоком уровне. И сценарном, и режиссерском, и операторском, и актерском. Особо мне хочется отметить блестящую работу художников -декораторов Леонарда Мокича и Тадеуша Лепле, с удивительной достоверностью воссоздавших в одном из районов Торуня почти реальную обстановку оставленного немцами города. Впрочем, эта достоверность бытовых деталей - одна из традиций польского кино. Кстати, обратите внимание на надпись "Курт Вебер" на одном из немецких грузовиков. Это режиссеры и оператор Ежи Липский "увековечили" в ленте своего друга - выдающегося оператора Курта Вебера…
Сценарий к фильму по мотивам своей повести "Toast" написал Юзеф Хен. И, разумеется, лента стала бенефисом выдающегося актера Густава Холоубека. В начале фильма звучит знаменитая баллада композитора Кшиштофа Комеды и поэтессы Агнешки Осецкой "Прежде, чем наступит день" в исполнении Эдмунда Феттинга (ее можно послушать на одной из моих аудиостраничек в разделе "Польская музыка")
Действие картины разворачивается в одном из западных районов Польши, только что освобожденных от немцев. Анджей Кениг, возвращающийся из Дахау и проезжающий одну из станций на открытой платформе, вступается за женщину, схваченную бандитами на запасных путях. В это время его поезд уходит, унося и все нехитрые пожитки Кенига. За помощью он обращается к местному начальству. Однако, желание Кенига стать лесничим пока невыполнимо (а по своей профессии - учителем - он работать не хочет). О самом Анджее мы мало, что знаем. Боец АК, участник Варшавского восстания, после которого он сидел в Освенциме и Дахау. Его стремление забраться в лес ясно показывает, насколько этот человек устал от всего - от войны, от оккупации, от людей. Просьба выдать ему какие-нибудь брюки взамен разорванных в стычке на станции - также отклоняется…
Неожиданно Кениг знакомится с Чешеком - также бывшим узником. Который, узнав, что Анджей умеет водить машину, помогает ему присоединиться к группе доктора Милецкого. Поручик Вжесинский объясняет доктору и его людям ситуацию. Городок Грауштадт вновь становится польским Сивовом. Вот, он расположен в стороне от автотрассы. Сейчас город пуст. Население (одни немцы) эвакуировалось вместе с отступающими частями. Оставлять город так нельзя. Поэтому и создана группа, которая должна взять основные объекты под охрану и подготовиться к возвращению репатриантов. Людей не хватает, а задание опасное - в лесах могут еще сидеть немцы. Кроме того, в больнице Грауштадта имеется новейшее оборудование, и командование хочет устроить там санаторий для раненых…
Наконец, получив оружие, группа (в составе 6 человек) на грузовике отправляется в путь. В кабине Милецкий и его помощник Вияс. Их разговор сразу настораживает зрителей: "А если там не будет грузовиков?" - "Должны быть. Немцы их много оставляли - у них уже бензина не было"… . Сразу же по прибытии бойцы Милецкого натыкаются на четырех женщин, медленно бредущих со скарбом по пустынной улице. По "просьбе трудящихся" Милецкий оставляет их в городе (естественно, с условием "повеселиться"). Женщины с радостью соглашаются. Одна из них, Анна, (также бывшая узница) сразу же потянулась к Анджею. Помимо женщин, группа Милецкого встретила еще одного субъекта - пьяного в дым немца. Им оказался местный житель - метрдотель "Тиволи" Шеффер.
Милецкий строго разъяснил Шефферу (еле стоящему на ногах), кто они такие. Он, Милецкий - новый бургомистр города. И Шеффер должен выполнять все его указания. Группа расположилась в "Тиволи", где Шеффер и занял место за стойкой. Наметив на вечер гулянку, Милецкий отправляет своих людей в разные места - искать ценности. Кениг в паре с простым деревенским мужиком Антоном Смулкой. С которым у него и происходит первая стычка в подвале, забитом древнейшими книгами и иконами. Несмотря на драку, Анджею удается убедить набожного Смулку, что красть - это грех (в Писании-то что сказано?)…
Между тем в городке разыгрывается еще один драматический эпизод. К Милецкому прибывает милиционер. Он сообщает доктору и Виясу, что необходимо в срочном порядке подготовить больницу для устройства в ней санатория для раненых. И что огромное количество польских репатриантов уже готовится войти в город. Милиционер также сообщает Милецкому, что обратно он не возвращается - ему приказано оставаться и помогать группе. Этими словами он подписал себе смертный приговор. Вияс два раза выстрелил милиционеру в спину. После чего, если не Кенигу, то уж зрителям точно становится ясно, что из себя представляют Милецкий и Вияс…
Преступники понимают, что времени мало. Надо сегодня же погрузить все самое ценное (они нацелились именно на больничное оборудование) и на рассвете смыться из города на грузовиках. Вечером в "Тиволи" полным ходом идет веселье. Кенигу неспокойно - он не знает, заложит ли его Смулка доктору или нет. Подвыпивший Рудловский доверительно сообщает Анджею, что Милецкий такой же "доктор", как… . Позволь, а как же документы? А что документы? Если хочешь, можно и тебе такие же справить. Теперь Кенигу ясно предстала вся картина. Милецкий и Вияс - опасные преступники, организовавшие эту "липовую" группу, чтобы захватить немалые ценности. Остальные же трое, Чешек, Смулка и Рудловский - это просто те, кто хотел бы использовать ситуацию и нахапать побольше…
Узнав у Шеффера адрес почты, Анджей отправляется туда, чтобы сообщить уполномоченному и поручику Вжесинскому о том, что здесь творится. Ему не удается дозвониться, но он передает сообщение через телефонистку. Между тем, исчезновение Кенига обнаруживает Милецкий. Выяснив у Шеффера, что Анджей пошел на почту, он приходит в ярость. Вместе с Чешеком он настигает Кенига возле почты. Милецкий тоже начинает смекать, что Анджей не так прост, как кажется. Он предлагает ему 10 процентов от всей прибыли. Но Кениг только плечами пожимает... . В "Тиволи" Смулка, напившись, пытается убедить "доктора", что красть грешно. Что они не имеют права брать чужое в этом городе. По приказу Милецкого Вияс расправляется со Смулкой…
Анджей сообщает Анне о том, кто такие на самом деле Милецкий и его люди. И что он не даст им уйти. Но Анна в панике. Она призывает Кенига оставить их в покое. Пусть они проваливают к чертям, какая тебе разница? Я шесть лет жила в постоянном страхе, потеряла мужа, я устала, я хочу зажить, наконец, спокойно! В конце концов, ей удается убедить Анджея (также измученного за шесть лет войны) оставить всякие мысли о сопротивлении. Кениг сообщает Милецкому, что он остается в городе. Однако, события повернулись иначе…
Утром Шеффер сообщает Анджею об обнаруженном им трупе. Кениг сразу же узнает милиционера, с которым разговаривал еще на станции. Отсутствие Смулки его также настораживает. В номере он обнаруживает задушенного Антона. Это приводит в ярость Анджея. Он присоединяется к группе, но сразу же врезает свой грузовик в витрину и стреляет по колесам других машин. Теперь уже назад пути нет. Ни у него, ни у остальных. В ходе полного драматизма сражения Анджей Кениг убивает Рудловского, Милецкого и, наконец, Вияса. Но, чтобы остановить Чешека, у него уже не остается душевных сил. Чешек берет с собой всех женщин, включая Анну, и уезжает на своем грузовике…
Кениг сидит на пустой площади, недалеко от тела убитого Вияса. Он подавлен и сломлен тем, что ему вновь пришлось убивать людей. Таким его здесь и находят сотрудники МО во главе с Вжесинским. Поручик предлагает Анджею остаться в городе бургомистром. Но тот хочет только уехать отсюда. Как можно быстрее. Анджей сидит в виллисе, а навстречу ему медленно идет нескончаемый поток репатриантов…
ГУСТАВ ХОЛОУБЕК................................Анджей Кениг
ЗОФЬЯ МРОЗОВСКА......................................Анна
ХАННА СКАРЖАНКА..........................Барбара Дубиковска
ВЕСЛАВ ГОЛАС........................................Антони Смулка
ЕЖИ ПШИБЫЛЬСКИЙ...............................Доктор Милецкий
РЫШАРД ПЕТРУСКИЙ.....................................Вияс
ЗДЗИСЛАВ МАКЛАКЕВИЧ........................Чешек Врубель
ВЕСЛАВА КВАСНЕВСКА................................Зоська
ЭВА ВИШНЕВСКА..........................................Янка
ЗБИГНЕВ ДОБЖИНСКИЙ...............................Рудловский
ЮЗЕФ НОВАК........................................Поручик Вжесинский
АДАМ ПЕЖИК..................................................Шеффер
БОЛЕСЛАВ ПЛОТНИЦКИЙ...........................Уполномоченный
МИХАЛ ШЕВЧИК.........................................Милиционер
ЗОФЬЯ ЧЕРВИНСКА......................Репатриантка, которую спасает Кениг