Цитата:Вопрос не в папах, а в лангобардах - почему они не препятствовали контактам пап с франками? Ну не могли же они не знать о таких контактах.
конкретно - как они могли препятствовать? ловить и убивать гонцов, везших папские письма франкам и ответы франков папе? так гонцы тоже не идиоты, чтобы совсем уж подставляться, они догадывались, что на дорогах опасно
послать своих дипломатов ко двору франков, ну то есть сразу к Мартеллу или Пиппину, и пытаться повлиять на политическую волю франкских правителей? думаю, так они и поступали (было бы странно, если бы они этого не сделали, я тоже не думаю, что они были головотяпами). но франки почему-то не повелись. почему - я уже высказала предположение в предыдущих постах.
Цитата:"Послушай, Пипин, ну на кой хрен тебе этот римский поп?! Твой отец не позарился на корону, когда Григорий III предлагал ему короноваться. Корону на тебя возложить может любой епископ, если очень хочется, но реальная власть определяется не этими цацками. Пойми такую вещь - мы, лангобарды, в одиночку победили Константинополь. И подумай, что такое он будет перед нами, если мы - вы, франки, и мы, лангобарды - будем вместе."
вполне могу себе представить. как один из вариантов. хотя насчет того, что реальная власть цацками не определяется... оно вроде и так, но цацки имеют большое и несомненное символическое значение, в том числе для того, чтобы твою реальную мощь - военную и экономическую - признали именно как власть над собой и покорились тебе. мы как-то забываем о том, что тогда
вообще любая передача власти (или наделение властью) сопровождались целым рядом ритуалов, без них никуда. и короноваться надо было именно как от
всей церкви. потому что церковь на тот момент - единственная объединяющая западную Европу сила, единственное связующее звено, претендующая к тому же на звание морального и духовного авторитета. естественно, она еще далеко не так сильна, как станет через 300-400 лет, но ее потенциал Пиппин разглядел правильно и использовал в своих интересах.
аспект номер два - кто сказал, что в замыслы Пиппина вообще входило именно объединяться с лангобардами. Он хотел
свою империю, без всяких там партнеров и в противовес всяким там лангобардам и прочим.
аспект номер три - а зачем Пиппину Константинополь?
Цитата:Для лангобардов, только что разгромивших Равенну, было бы плевым делом изолировать папу, лишить его возможности якшаться с внешним миром
рассудим логически:
если, как вы говорите, коронация от лица всей церкви не является таким важным условием признания власти и Пиппину в общем-то, без разницы, коронует ли его папа или епископ - зачем же тогда лангобардам вообще заморачиваться отношенями папы и Пиппина? старательно препятствовать их союзу, не допускать контактов? пытаться перетянуть франков на себя? зачем изолировать папу, если он так незначителен?
может, все-таки что-то важное было в этом папе, раз лангобарды начали прилагать такие усилия? может, они все-таки понимали, что раз Пиппин может выбирать между ними и папой, значит папа как минимум равнозначен им?
в таком случае становится понятным, почему они с ходу не рванули захватывать Рим - они понимали потенциальную важность папы для Пиппина, поэтому не хотели сердить Пиппина захватом Рима - им же вроде бы нужен был союз в ним? Равенну можно забрать, пожалуйста, никто ничего не скажет, кому она нужна... а вот Рим. ну допустим, захватывают они его, папа (или его представитель) бежит жаловаться франкам. франки, которые, видимо, считают Рим своей зоной влияния, начинают на лангобардов сердиться, Рим у них отбирать... ну в общем никакой дружбы. оно лангобардам надо?
Цитата:Но тут лично я не могу представить себе, что не возникни в 754 году Папское государство
во-первых, оно могло возникнуть и при условии захвата Рима лангобардами - ну пообещал бы папа корону какому-нибудь очень амбициозному лангобардскому правителю, и дальше все по сценарию.
во-вторых, оно могло бы просто возникнуть позже. ну разграбили бы в этот раз лангобарды Рим и ушли бы, или папа как-нибудь бы с ними договорился...
в-третьих, оно могло бы возникнуть и не в Риме, а еще где-то (мы же помним Авиньон). ну сбежал бы папа из Рима и приютился бы где-то у франков, там и была бы церковь
Цитата:Тот институт папства, который мы имеем к сегодняшнему дню, начал складываться именно только после 754 года. Тут я точно не преувеличиваю. Римский папа как первый по "праву чести", и римский папа, обладающий реальной политической властью это два принципиально разных папы.
согласна, уже писала выше, что тогда папство не имело такого значения, как, скажем, через 300-400 лет. но какое-то значение все-таки имело. а также хороший потенциал
Цитата:Меня во всей этой совокупности факторов интересует как раз лангобардский - было ли головотяпство с их стороны, или они всё правильно понимали и предпринимали усилия в нужном направлении, но что-то им помешало
ну смотря как они представляли себе ситуацию, каким в их глазах было значение папы, мощь Пиппина, какие были у них планы на будущее.
а есть ли какие-то письменные источники по этому поводу? я не специалист конечно, что боюсь, что особо нет. так что достоверно мы ничего не узнаем