Шекспировед
Продвигающийся
Вне Форума
Я люблю этот форум!
Сообщений: 23
Сосновый Бор
Пол:
|
"Все в науке основано на содержательности, ценности и действенности выдвинутого основного положения и на чистоте намерения" (Д'Аламбер). "Основа науки - в ее способности предвидеть" (Р.фейнман). "Человек потерял способность предвидеть и предотвращать. Он кончит тем, что разрушит Землю" (А.Швейцер).
А.Швейцер не прав. Люди не потеряли отмеченную им способность, а еще не приобрели ее, поскольку их историческая наука еще не является наукой зрелой, поскольку незрелы они сами. Таковой она, дай-то бог, станет, когда люди поймут слова ее основателя - В.Шекспира в первой сцене третьего акта второй части хроники "Генрих IV": Есть в жизни всех людей порядок некий(There is a history in all men's lives), Что прошлых дней природу раскрывает. Поняв его, предвидеть может каждый, С ближайшей целью, грядущий ход Событий, что еще не родились, Но в недрах настоящего таятся, Как семена, зародыши вещей. Их высидит и вырастит их время. И непреложность этого закона... То есть века назад В.Шекспир уже ясно и точно понимал то, о чем, например, даже д.ист.н, бывший декан исторического факультета ЛГУ Фроянов и не заикался: "На мой взгляд исторический процесс неделим и непрерывен...всегда можно в настоящем найти элементы прошлого. А если взор у историка зоркий, то он заметит в настоящем и формирующиеся элементы будущего"( Газета "СПб ведомости" от 16.01.98). Самое пикантное в этом пассаже заключается в словах "На мой взгляд". Ведь до этого автора этого же взгляда со времен Гомера придерживались уже тысячи людей. "Настоящее отягощено прошлым и чревато будущим" (Г.Лейбниц). Но только В.Шекспир сказал, что взаимосвязанное сосуществование элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия и бытия людей, рассматриваемое в движении дает закон этого движения и бытия. Поэтому взаимосвязанные, выходящие на практику людей ("с ближайшей целью") выводы из этого закона, которые может и должен делать "каждый" здравомыслящий человек, являются выводами именно научными, что проявляется в неотвратимости последствий непонимания их и не следования им. И все же величие и гениальность Шекспира - историка заключается не столько в его способности предвидеть, а в его ясно выраженном в других его произведениях указании на то, как ожидающие человечество грядущие, как он выразился в "Короле Лире", "выверты" можно предотвратить. Впрочем, вся история учит: "Тот, кто не знает начала, не понимает и конца". И тот, кто не поймет слова Шекспира в "Генрихе IV", ничего не поймет ни в истории людей, ни в том, как она закончится, если история не станет действительной, зрелой наукой.
|