Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 4 5 6 7 
Печать
Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой? (Прочитано 54208 раз)
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #100 - 13.06.2010 :: 19:49:30
 
Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 19:35:24:
Так институт церкви Грозный как бы и не тронул, вот Пётр

В принципе, наиболее серьезные антицерковные шаги Ивана Грозного - это ограничение церковного землевладения ("дабы земля из службы не выходила"). И, действительно, Петр I именно это и продолжил, главным образом. Что интересно, начал эту политику еще Иван III.
Отмечу при этом, что православия как веры это никак не касалось.
Наверх
 
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #101 - 13.06.2010 :: 19:52:33
 
Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 00:50:36:
Не наш, он просто щенок по сравнению с англичанами, там разница по скромным меркам 20-кратная.

А вот тут я, пожалуй, не соглашусь. То, что происходило в Англии в тот период (по сути, начало процесса индустриализации) и в России в царствование Ивана Грозного - совершенно разные процессы, и разные масштабы. Отсюда и жертв в Англии больше.
Наверх
 
Leksandra
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 581
Курган
Пол: female
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #102 - 13.06.2010 :: 19:55:49
 
Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 19:35:24:
Конечно были - церкви как это касается?

интересно получается, православие и церковь по-вашему, две совершенно разные вещи?

Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 19:35:24:
А вы видать забыли о помазаннике божьем. Там ещё вопрос чья святость сильнее. Вы не забывайте, что это Рюрикович, а валсть была сакральной, прямо как при Сталине. Т.е. царь превыше всего и с этим вам придётся считаться. Царь то был тоже русским и православным, и помазанником.

царь - хорошо, а митрополит? во-вашему, рядовой духовный чиновник, которого можно казнить/миловать фактически по личной прихоти царя?

Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 19:35:24:
И чем закончилась она, давайте тоже вспомним.

благодаря, кстати, тому же религиозному энтузиазму, который вы почему-то недооцениваете..

Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 19:35:24:
О преступлении против церкви

во времена грозного или вообще?
Наверх
 

Позвольте вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Ярослав Стебко
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 8737
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #103 - 13.06.2010 :: 19:58:45
 
Nslavnitski писал(а) 13.06.2010 :: 19:52:33:
А вот тут я, пожалуй, не соглашусь. То, что происходило в Англии в тот период (по сути, начало процесса индустриализации) и в России в царствование Ивана Грозного - совершенно разные процессы, и разные масштабы. Отсюда и жертв в Англии больше.

Ну и что? У нас Сталин тоже тиран руки по локоть в крови, а с Жориками британскими всё в порядке, если вам будет интересно, я разверну эту тему глубже, я это уже пробовал в сельском хозяйстве. У нас вообще разные процессы.
Наверх
 
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #104 - 13.06.2010 :: 20:08:50
 
Leksandra писал(а) 13.06.2010 :: 19:55:49:
интересно получается, православие и церковь по-вашему, две совершенно разные вещи?

Да. Православие - это вера. Церковь - социальный институт со своими функциями и интересами.

Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 19:58:45:
У нас вообще разные процессы.

И я о том же, в принципе. Разные процессы - разные масштабы. Репрессивная политика Ивана Грозного затрагивала куда меньшие слои населения (если не считать Новгорода, но там, судя по всему, случай особый).
Наверх
 
Ярослав Стебко
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 8737
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #105 - 13.06.2010 :: 20:15:50
 
Leksandra писал(а) 13.06.2010 :: 19:55:49:
интересно получается, православие и церковь по-вашему, две совершенно разные вещи?

Естественно. А что такое церковь, в данном случае РПЦ - институцианализация православия.
Да и вообще вам известен смысл термина православие? вот разложите его по слогам...правь славь. Так что термин к христианству имеет опосредованное отношение.
Не подумайте что тут сидит неоязычник, я с этими типами столкнулся и решил, что в подавляющем числе это форма толкиенизма, а сейчас и коммерческой наживы. Но с православием не всё так просто. Вот почему говорят русское православие, а?
А ведь есть и греческое,ю и болгарское, и восточно-средиземноморское.
Наверное какие-то отличаи есть.
Leksandra писал(а) 13.06.2010 :: 19:55:49:
царь - хорошо, а митрополит? во-вашему, рядовой духовный чиновник, которого можно казнить/миловать фактически по личной прихоти царя?

Ну у нас в Херсонесе один папа римский до раскола сидел. Да и авиньонское пленение пап пока никто не осудил.
И с чего вы решили, что это прихоить, вон Лев 3 Исавр целое иконоборческое движение развернул, думаете из прихоти?
Так вот, царь - глава государства, он осуществляет важнейшую функцию: защиту от врагов, как внутренних, так и внешних. И именно он сигналит обществу об угрозах, потому у него перед даже самыми высшими попами есть преимущество, именно потому он божий помазанник. Именно он должен давить церковь, ежели та не будет преследовать государственные интересы.
Leksandra писал(а) 13.06.2010 :: 19:55:49:
благодаря, кстати, тому же религиозному энтузиазму, который вы почему-то недооцениваете..

Почему недооцениваю. самоотверженность в ВОВ - это тоже религиозный энтузиазм.
Я бы даже сказал, что это первая Отечественная война.
Leksandra писал(а) 13.06.2010 :: 19:55:49:
во времена грозного или вообще?

Во времена Грозного.
Наверх
 
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #106 - 13.06.2010 :: 20:51:05
 
Leksandra писал(а) 13.06.2010 :: 19:55:49:
благодаря, кстати, тому же религиозному энтузиазму

"Оффтоп", в некоторой степени, но в годы Смуты в условиях ослабления центральной светской власти взяла на себя функции объединения (за что честь ей и хвала), поэтому энтузиазм и носил религиозный характер - борьбы за веру, а не за родную землю.
Но вообще в России, когда речь заходила о "массовой пропаганде" эти два фактора, как правило, соединяли воедино (как и в годы Ливонской войны, к примеру).
Наверх
 
Ярослав Стебко
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 8737
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #107 - 13.06.2010 :: 22:13:24
 
Nslavnitski писал(а) 13.06.2010 :: 20:08:50:
И я о том же, в принципе. Разные процессы - разные масштабы. Репрессивная политика Ивана Грозного затрагивала куда меньшие слои населения (если не считать Новгорода, но там, судя по всему, случай особый).

Конечно особый, Новгород хотел автономии, вот и получил...правда не автономию.
Наверх
 
Leksandra
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 581
Курган
Пол: female
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #108 - 14.06.2010 :: 09:17:47
 
Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 20:15:50:
Да и вообще вам известен смысл термина православие? вот разложите его по слогам...правь славь. Так что термин к христианству имеет опосредованное отношение.


"православный" означает правильно славящий бога. но с последним утверждением я категорически не согласна. что значит опосредованное отношение? это вообще как? христианство - это одна вера, православие, по-вашему, другая?

Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 20:15:50:
Так вот, царь - глава государства, он осуществляет важнейшую функцию: защиту от врагов, как внутренних, так и внешних. И именно он сигналит обществу об угрозах, потому у него перед даже самыми высшими попами есть преимущество, именно потому он божий помазанник.

да, но какие угрозы представляла церковь и митрополит царю и государству во время грозного? по-моему ни о каком сопротивлении и речи не было. и потом описанные мною выше акции против церкви носят скорее характер грабежа и разбоя на большой дороге, чем каких-то спланированных акций в пользу усиления царской власти.

Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 20:15:50:
Во времена Грозного.

я уже привела
Наверх
 

Позвольте вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Leksandra
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 581
Курган
Пол: female
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #109 - 14.06.2010 :: 09:21:57
 
Ярослав Стебко писал(а) 13.06.2010 :: 22:13:24:
Конечно особый, Новгород хотел автономии, вот и получил...правда не автономию.

во времена грозного ни о какой автономии новгород  уже и не мечтал
Наверх
 

Позвольте вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Ярослав Стебко
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 8737
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #110 - 14.06.2010 :: 18:01:01
 
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 09:17:47:
православный" означает правильно славящий бога. но с последним утверждением я категорически не согласна. что значит опосредованное отношение? это вообще как? христианство - это одна вера, православие, по-вашему, другая?

Да нет, православие - это вообще термин языческий, ибо есть три состояния: явь, навь и правь. Надо идти по праве, отсюда право, а не закон. Я прав - это особый смысл, потому и законы назывались Русской правдой, не абстрактные формы, а потому что так справедливо. И как бы вам не неприятно было подобное слышать, я вам могу и про пасху рассказать, она не совпадает с католиками ещё по природным моментам, а каршенные яйца и кулич в виде, сами знаете чего, это вообще очень и очень интересно.
И потому есть термин - русское православие, ибо оно от другого православия ещё чем-то отличается...мироощущением.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 09:17:47:
да, но какие угрозы представляла церковь и митрополит царю и государству во время грозного?

А вы по сторонам посмотриет и увидите, что борьба духовной власти и светской происходила всегда, а поскольку государство - институт светский, то нельзя давать попам взять верх, ибо они должны заниматься своим делом, а государь своим. Вот я вас для чего просил разобрать конкретный пример? Чтобы на его основе разобрать кто и в чём прав, госцударь может быть прав даже тогда, когда совершает несправедливость, например посадить на кол военачальника, который мсамовольно сдал крепость, и даже если он поступил правильно, то надо остальным дать понять, что вообще так поступать не стоит. Вот потому он и государь и его власть так же сакральна, как и церковная.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 09:17:47:
по-моему ни о каком сопротивлении и речи не было. и потом описанные мною выше акции против церкви носят скорее характер грабежа и разбоя на большой дороге, чем каких-то спланированных акций в пользу усиления царской власти.

А в средние века у государей часто были сложности с казной, а церковь доить - распространённая практика, вспомните ту же историю тамплиеров, которые были кредиторами короля.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 09:17:47:
я уже привела

Давайте детальнее, с самого начала.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 09:21:57:
во времена грозного ни о какой автономии новгород  уже и не мечтал

Да как это не мечтал? Его жители тоже историю города знали, но там дело даже не в этом, интересы Новгорода вполне могли противоречить интересам государства.
Наверх
 
Nslavnitski
Представитель администрации форума
Вне Форума



Сообщений: 1786
Санкт-Петербург

СПб ГУ
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #111 - 14.06.2010 :: 18:56:02
 
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 09:21:57:
во времена грозного ни о какой автономии новгородуже и не мечтал

Не факт. Насколько я помню, А.А. Зимин выдвигал версию о "новгородской вольнице", существовавшей и в те времена. И это вполне возможно, несмотря на масштабное переселение (поместья) в Новгород во времена Ивана III, - местные традиции были очень сильными (для примера - новгородское летописание сохранилось и продолжало развиваться, чего в других областях не было).

В.В. Шапошник выдвигает такую версию:
Цитата:
Войной было недовольно не только новгородское купечество, но и тесно связанное с ним духовенство, а также и более широкие круги населения северо-запада России.
Разгром оказался подлинной катастрофой для многих представителей новгородского купечества. Разграблению и уничтожению подверглось имущество. Само по себе уничтожение 20-летних запасов экспортных товаров являлось наказанием торговым людям Новгорода за их недовольство политикой царя. Грозный был твердо убежден, что купечество города замешано в существующем (или воображаемом) заговоре. Торговых людей к участию в нем толкали реальные материальные интересы. Очевидно, царь понимал, что товары не находят устойчивого сбыта, уничтожая их, он стремился уничтожить самый предмет недовольства.
Причины разгрома надо видеть в росте недовольства местного общества продолжавшейся Ливонской войной, которая была невыгодна влиятельным слоям населения (в том числе и духовенства). В таких условиях вполне вероятно оживление оппозиционных настроений. Вылились ли эти настроения в настоящий заговор – неизвестно, но для Грозного любое недовольство было равнозначно измене, что требовало принятия самых решительных и жестких мер.

Шапошник В.В. Иван Грозный. Первый русский царь. СПб., 2006. С. 272, 280-281.
Наверх
 
Leksandra
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 581
Курган
Пол: female
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #112 - 14.06.2010 :: 20:35:32
 
Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 18:01:01:
Да нет, православие - это вообще термин языческий,

не знаю, в какой литературе вы это прочитали, но насколько мне известно термин возник в греции, на руси появился как перевод, и язычество здесь совершенно не причем. а наличие корня "прав" в различных словах русского языка - это вопрос скорее лексический, чем религиозный.

Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 18:01:01:
я вам могу и про пасху рассказать, она не совпадает с католиками ещё по природным моментам, а каршенные яйца и кулич в виде, сами знаете чего, это вообще очень и очень интересно.

смешение языческих обычаев с христианскими еще не означает языческого происхождения православия. обычаи - это не догматы.

Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 18:01:01:
А вы по сторонам посмотриет и увидите, что борьба духовной власти и светской происходила всегда

я согласна, но при грозном какая борьба? митрополит филипп не отличался властолюбием и амбициями Никона, и речь шла в сущности об упразднении опричнины, а не о приоритете духовной власти над светской.
Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 18:01:01:
Вот я вас для чего просил разобрать конкретный пример? Чтобы на его основе разобрать кто и в чём прав, госцударь может быть прав даже тогда, когда совершает несправедливость, например посадить на кол военачальника, который мсамовольно сдал крепость, и даже если он поступил правильно, то надо остальным дать понять, что вообще так поступать не стоит.

вы почему-то уверены, что описанное выше представление о власти господствовало при грозном. а по-моему так это только представление самого грозного, а отнюдь не русских людей (о чем свидетельствуют хотя бы события его детства). московский князь правил отнюдь не самовольно, а в совете с ближними людьми и за проигранные битвы отнюдь на кол не сажали. я понимаю, интересы государства.. но не думаю, что они требовали крови митрополита, который и не думал выступать против царя и царской власти.
Наверх
 

Позвольте вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Leksandra
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 581
Курган
Пол: female
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #113 - 14.06.2010 :: 20:56:32
 
Nslavnitski писал(а) 14.06.2010 :: 18:56:02:
Войной было недовольно не только новгородское купечество, но и тесно связанное с ним духовенство, а также и более широкие круги населения северо-запада России.
Разгром оказался подлинной катастрофой для многих представителей новгородского купечества. Разграблению и уничтожению подверглось имущество. Само по себе уничтожение 20-летних запасов экспортных товаров являлось наказанием торговым людям Новгорода за их недовольство политикой царя. Грозный был твердо убежден, что купечество города замешано в существующем (или воображаемом) заговоре. Торговых людей к участию в нем толкали реальные материальные интересы. Очевидно, царь понимал, что товары не находят устойчивого сбыта, уничтожая их, он стремился уничтожить самый предмет недовольства.


по-моему любое рациональное объяснение разгрома новгорода будет казаться притянуто и недостоверно.. при разгроме пострадали не только купцы но и простые люди, там по-моему вообще не разбирали к какому сословию принадлежал человек, для осуждения достаточно было одного слабого подозрения "в измене"
Наверх
 

Позвольте вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Ярослав Стебко
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 8737
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #114 - 14.06.2010 :: 21:04:19
 
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 20:35:32:
не знаю, в какой литературе вы это прочитали, но насколько мне известно термин возник в греции, на руси появился как перевод, и язычество здесь совершенно не причем. а наличие корня "прав" в различных словах русского языка - это вопрос скорее лексический, чем религиозный.

Так и знал. что вам не понравится, так дословный греческий перевод - правоверие, прямо как у мусульман, а ведь у них тот эже авраимизм Смайл
Вы же сами давеча говорили о сакрализации духовных институтов. Так с чего вы решили что к язычеству это не относится? Вон я вам про кое-какие обычаи рассказал, но едем дальше.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 20:35:32:
смешение языческих обычаев с христианскими еще не означает языческого происхождения православия. обычаи - это не догматы.

Безусловно, я с вами полностью согласен, но отрицать языческую составляющую тоже было бы не верно. Вот с греками мы верим одинаково, но ведь мы разные, и не только внешне. Не верите, узнайте про масленицу, я сам не в курсе. но чего-то мне кажется, что там такого праздника нет, а ежели и есть. то как-то от нашего отличается. Вы не отделяйте котлеты от мух, я же перед вами не ставлю вопрос о православии, как не нужной системе, верно? Тем более что сам так не считаю...я вас ещё не спросил о том, почему слово православный - имя прилагательное, в отличии от иудея, католика и мусульмани, ну да и язычника. куда без него.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 20:35:32:
я согласна, но при грозном какая борьба? митрополит филипп не отличался властолюбием и амбициями Никона, и речь шла в сущности об упразднении опричнины, а не о приоритете духовной власти над светской.

А может именно потому его и придавили. Я не в курсе проблемы, но если вы говорите о грабеже, то вполне возможно. но у государства есть такое право, грабить своих подданных, если онго считает это необходимым. Ежели государсмтво не от кого не зависит и просто грабит, то оно не очень долго существует в итоге.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 20:35:32:
вы почему-то уверены, что описанное выше представление о власти господствовало при грозном.

Да могли в то время думать о чём угодно, ведь сейчас тоже так не думают. Это базис, именно на этом государство строилось. Вы вспомните рассказы про революцию...там плохие бюрократы, но только не царь, понимаете - это очень глубоко сидело.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 20:35:32:
московский князь правил отнюдь не самовольно, а в совете с ближними людьми

Э-нет, там парламентаризмом и не пахло. Ежели на то пошло, то в Крымском ханстве был диван - аналог думы. Даже в русской армии, времена Суворова. были военные согветы, причёмна них первым своё мнение высказывал младший. Дабы авторитет чей-то не давил. Но это вовсе не западная демократия, там возможно было принятие решения против воли большинства - это выслушивание соображений.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 20:35:32:
и за проигранные битвы отнюдь на кол не сажали.

Смотря как проиграть.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 20:35:32:
я понимаю, интересы государства.. но не думаю, что они требовали крови митрополита, который и не думал выступать против царя и царской власти.

А онг бы и не смог, государство то светское, но видать возник конфликт, кто-то, а скорее оба, погорячились.
Наверх
 
Leksandra
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 581
Курган
Пол: female
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #115 - 14.06.2010 :: 21:46:03
 
Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 21:04:19:
Вот с греками мы верим одинаково, но ведь мы разные, и не только внешне. Не верите, узнайте про масленицу, я сам не в курсе. но чего-то мне кажется, что там такого праздника нет, а ежели и есть. то как-то от нашего отличается.

да нет, верю, это особенности, связанные с этнической составляющей.. но что-то я не совсем понимаю, куда вы клоните?

Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 21:04:19:
вас ещё не спросил о том, почему слово православный - имя прилагательное,

потому, что это часть словосочетания, обозначающего понятие: православный христианин.

Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 21:04:19:
но если вы говорите о грабеже, то вполне возможно. но у государства есть такое право, грабить своих подданных, если онго считает это необходимым. Ежели государсмтво не от кого не зависит и просто грабит, то оно не очень долго существует в итоге.


о каком "государстве" вы говорите? во время грозного в сущности было два "государства" (начиная 1565): опричнина и земщина. и то, что грозный "грабил" земщину в угоду опричнине - никакой "необходимости" в этом не было и накакой пользы стране это не принесло.

Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 21:04:19:
там плохие бюрократы, но только не царь, понимаете - это очень глубоко сидело.

царь - в московской руси - это очень часто только символ, так сказать вершина пирамиды, олицетворение власти, но не всегда сама власть

Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 21:04:19:
Э-нет, там парламентаризмом и не пахло. Ежели на то пошло, то в Крымском ханстве был диван - аналог думы. Даже в русской армии, времена Суворова. были военные согветы, причёмна них первым своё мнение высказывал младший. Дабы авторитет чей-то не давил. Но это вовсе не западная демократия, там возможно было принятие решения против воли большинства - это выслушивание соображений.

я о парламентаризме и не говорила. да во времена грозного его и в европе не было... хотя земский собор - чем вам не парламент?

Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 21:04:19:
А онг бы и не смог, государство то светское, но видать возник конфликт, кто-то, а скорее оба, погорячились.

ну вы тогда различайте опять же "интересы государства", о которых вы толкуете и личные амбиции двух людей.
Наверх
 

Позвольте вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Ярослав Стебко
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 8737
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #116 - 14.06.2010 :: 22:24:02
 
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 21:46:03:
да нет, верю, это особенности, связанные с этнической составляющей.. но что-то я не совсем понимаю, куда вы клоните?

Да не особо никуда не клоню, и не особо тоже. Большая заслуга есть у православия, но до него тоже есть заслуги, и их нельзя никак отметать, и они не столько к религии имеют отношение, сколько к мироощущению, а оно неизбежно от греков отличалось - разные условия жизни.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 21:46:03:
потому, что это часть словосочетания, обозначающего понятие: православный христианин.

Я вам снова напоминаю. что иудей и мусульманин так звучат в русском языке. и это существительные, вот на витайском сказать как звучит мусульманин мне и вовсе неловко.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 21:46:03:
о каком "государстве" вы говорите? во время грозного в сущности было два "государства" (начиная 1565): опричнина и земщина. и то, что грозный "грабил" земщину в угоду опричнине - никакой "необходимости" в этом не было и накакой пользы стране это не принесло.

Во-первых. государство было одно, в противном случае вам придётся спроить со всей исторической наукой.
Во-вторых - вопрос пользу в любом случкае дискутабелен. присутсвие её, или отсутствие - вопрос дискутабелен.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 21:46:03:
царь - в московской руси - это очень часто только символ, так сказать вершина пирамиды, олицетворение власти, но не всегда сама власть

И что? Та же фигня с президентами случается. Вопрос в характере, причём слишком жёсткие нравы тоже могут навредить. Так вот - царь - это всегда олицетворение власти, даже если правят вместо него.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 21:46:03:
я о парламентаризме и не говорила. да во времена грозного его и в европе не было... хотя земский собор - чем вам не парламент?

В Европе парламентаризм был задолго до Грозного, а собор - не парламент, а то так можно докатиться до того. что общинный сход сродни местным советам. Там различий больше, эт отдельная глубокая тема, она интересная. но долгая и многогранная.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 21:46:03:
ну вы тогда различайте опять же "интересы государства", о которых вы толкуете и личные амбиции двух людей.

Я не в курсе конфликта опять вам напомниаю. вот только под субъективным могли быть причины объективные. Я не считаю Грозного маньяком, ну по-крайней мере, считаю его человеком, который умел мыслить логически, он роднозначно, несмотря на все свои загоны, вселенским злом не являлся, что подтверждает ликвидация опричнины.
Наверх
 
Leksandra
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 581
Курган
Пол: female
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #117 - 14.06.2010 :: 22:42:32
 
Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 22:24:02:
. Большая заслуга есть у православия, но до него тоже есть заслуги, и их нельзя никак отметать, и они не столько к религии имеют отношение, сколько к мироощущению, а оно неизбежно от греков отличалось - разные условия жизни.

ну с этим не спорю.
Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 22:24:02:
Я вам снова напоминаю. что иудей и мусульманин так звучат в русском языке. и это существительные, вот на витайском сказать как звучит мусульманин мне и вовсе неловко.

дословный перевод - это еще не суть понятия.
Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 22:24:02:
В Европе парламентаризм был задолго до Грозного

ну да, со всеобщим избирательным правом и разделением властей..
Наверх
 

Позвольте вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Leksandra
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 581
Курган
Пол: female
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #118 - 14.06.2010 :: 23:05:21
 
Ярослав Стебко писал(а) 14.06.2010 :: 22:24:02:
Я не в курсе конфликта опять вам напомниаю. вот только под субъективным могли быть причины объективные.

объективным был вопрос об упразднении опричнины. и в данном случае за интересы государства ратовал патриарх, а не царь
Наверх
 

Позвольте вас спросить как художник художника: вы рисовать умеете?
Ярослав Стебко
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 8737
Re: Иван Грозный - кающийся бес или падающий святой?
Ответ #119 - 15.06.2010 :: 00:46:06
 
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 22:42:32:
ну с этим не спорю.

Это хорошо, что вы не спорите, если бы спорили. тоя бы с вами не стал спорить, у вас есть ... я даже не знаю как это навать, наверное всё же понимание Смайл
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 22:42:32:
дословный перевод - это еще не суть понятия.

Безусловно.
Leksandra писал(а) 14.06.2010 :: 22:42:32:
ну да, со всеобщим избирательным правом и разделением властей..

А кто-то давеча меня припекал с осовремениванием, вы не помните кто? Смайл
Я бы вам рассказал, но тема как-то выходит за рамки.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 4 5 6 7 
Печать