павел
Частый гость
Вне Форума
Я люблю этот форум!
Сообщений: 322
|
KS написала: Предлагаю сюда выкладывать разную интересную информацию по Реформации в Западной Европе: причины, процесс, биографии "главных героев", просто интересные исторические факты. **************************************************** ЛЮТЕР (Luther), Мартин, реформатор Германии, род. 10 ноября 1483 г. в Эйслебене. Отец его был крестьянин, работавший на горных промыслах: практический, трезвый, интеллигентный мужик. Учился маленький Мартин в школах Мансфельда, Магдебурга и Эйзенаха, где пел на клиросе и взамен пользовался правом собирать вместе с другими бедными школьниками деньги и еду по городу. Поддержка родных и друзей дала ему возможность в 1501 году поступить в Эрфуртский университет, находившийся в то время в центре перекрестного влияния схоластики и гуманизма. Восприимчивая мысль юного студента получала там обильную, волнующую пищу. Отец хотел сделать Л. юристом, но эта гордая мечта умевшего скопить достаток крестьянина очень скоро разлетелась в прах. Л., который едва посещал лекции гуманистов – он лишь изучал древние языки – и с головой ушел в схоластику, внезапно поступил в эрфуртский монастырь августинцев. В его пылкой душе скопилось столько напряженных сомнений и столько тревожной, религиозной экзальтации, что он чувствовал себя бессильным побороть их обычным путем. Он должен был обратиться к очищающей силе подвига. Он надеялся, что монастырская келья даст успокоение его встревоженной совести, как давала его в средние века. Но времена были не те. Яд сомнений стал крепче, а монастырское врачевание духа потеряло свою силу. Л. много подвергал истязанию свою неспокойную плоть и еще более свое непокорное, мятежное я. Все было напрасно. И только тогда все несколько улеглось, когда в нем стало складываться все яснее и яснее одно из основных догматических его положений: еретическая мысль, что человек спасается не строгим исполнением монастырских правил, не подвигом, не делами, а верою. В 1507 г. Л. был посвящен в священники, а в 1510 г. поехал в Рим, впечатления от которого он воспринял, как добрый католик. Лишь много позднее виденное в вечном городе дало ему материал для инвектив против папства. Годом раньше, в 1509 г. Л. стал читать лекции в виттенбергском университете, при чем сосредоточился исключительно на богословии и особенно любил останавливать внимание слушателей на Посланиях апостола Павла, где он нашел (Римл.I,17) родное своему духу положение: “праведный верою жив будет”. Профессура заставила его углубиться в дебри богословской литературы: в писания бл. Августина, св. Бернарда, схоластиков,мистиков. Мало-по-малу он начал выступать с проповедями. В сознании Л. не было ничего вполне устоявшегося, когда Германия сделалась ареною обширного торга индульгенциями. Циничное обирание людей во имя спасения души, крикливо-назойливое зазывательство Тецеля и фуггеровских приказчиков, инкассировавших тут же плату за вход в чистилище, глубоко поразили Л., и он все более укреплялся в мысли о спасении верою. Ибо если спасает вера, то индульгенции сугубо вредны; они ведут к моральному безразличию, к лености религиозного духа. Сначала (в 1515 г.) робко, потом смелее, все более учитывая общественное настроение, все более сливая догматический спор с делом национального немецкого протеста (см. …) , Л. стал выступать против индульгенций. Тецель поднял перчатку и обрушился на Л. в своих проповедях. Л. аппеллировал к четырем епископам с увещанием прекратить безобразие. А когда его протест оказался бесплодным, он 31 октября 1517 года приколотил к дверям дворцовой церкви в Виттенберге свои 95 тезисов против индульгенций. В них было еще много колебаний, много противоречий, их во многом затемняла схоластическая формулировка, но главное там было ясно: что церковь, хотя и имеет право отпущения грехов, но далеко не безусловное, что дела благотворения выше индульгенций, что вера в индульгенции может подорвать настоящее, чистосердечное покаяние. Тезисы создали Л. первых сторонников, зато разнуздали противников. Тецель, Iоганн Экк в Германии, Сильвестр Приорий в Риме ополчились против него. Но виттенбергские студенты сожгли тезисы Тецеля, а Приорию отвечал сам Л., утверждая, что он восстает не против учения церкви, а лишь против мнения некоторых богословов. И тут же вскользь уронил замечание, что как папа, так и собор могут заблуждаться. Возмездие не заставило себя ждать: в июле 1518 г. пришла папская повестка (citatio), зовущая Л. в Рим на суд инквизиции. Но и курфюрст Саксонский и император Максимилиан протестовали против этого, и Л. пришлось держать ответ в Аугсбурге, на императорском сейме перед кардиналом Каэтаном. Попытки кардинала отечески наставить упорного монаха не привели ни к чему. Л. не сдавал своих позиций, особенно одной. Каэтан настаивал на отречении от тезиса, что не само таинство, а привнесенная в него вера дает спасительную благодать, а для Л. это было одним из важнейших пунктов его учения. Он бежал из Аугсбурга, не дав возможности Каэтану пустить в ход папский приказ об аресте и, прибыв в Виттенберг, 28 ноября 1518 г. аппеллировал к папе и вселенскому собору. Но спор с Каэтаном имел еще другой результат. Искусные сопоставления разных текстов, сделанные легатом, породили в Л. убеждение, что индульгенции действительно покоятся на декреталиях, а от этого убеждения к сомнению в самом авторитете папы был всего один шаг. Уже мелькает в письмах его дерзкая мысль, что папа – антихрист, но он все-таки еще не решается выступить и, наоборот, даже соглашается написать папе покаянное письмо. Покаяние получилось странное. Л. смело говорит папе, что отречение не приведет ни к чему, ибо его мысли успели уже проникнуть в народные массы, но он обещает молчать, если его противники не будут сами обострять вопрос. Но противники не все обладали выдержкой и не все подчинялись дисциплине. Затихший-было спор разгорелся с новой силой благодаря Экку (см.). Он вызвал на диспут в Лейпциге лютерова ученика и единомышленника, Карльштатта. С Карльштаттом вместе выступил и сам Л.. Здесь Л. сделал, вынужденный изворотливой диалектикой своего противника, решительные заявления : он признал, что не все мнения Виклифа и Гуса еретичны (июль 1519). Этим он отрезал себе путь к отступлению. Экк принялся хлопотать о булле, отлучающей Л., а Л. выпустил свой первый памфлет, открыто направленный против Рима: “Христианскому дворянству германской нации” (авг. 1520). Он писал своему другу Сполатину: “Жребий брошен для меня. Я презираю ярость Рима и милость Рима. Я не хочу примирения и общения с ним. Пусть осуждают меня и жгут мои писания. Я сам, если хватит у меня огня, предам осуждению и всенародному сожжению все папское право, эту пучину всяческой ереси”. В памфлете Л. говорит, что Рим воздвиг три стены, за которыми он сопротивляется всем попыткам реформ. Это – три положения: что духовная власть выше светской, что никому не дано право толковать св. Писание, помимо пап, что собор может быть созван только папой. Опровергши эти положения, Л. требует созыва собора и перечисляет те обвинения со стороны Германии, которые на этом соборе должны быть предъявлены Риму. Излагая эти обвинения, Л. снова очень искусно связывает дело своей реформы с самыми жгучими национальными ранами, нанесенными Германии Римом. Эти раны преимущественно экономического характера. Германия отдает Риму огромное количество денег под видом “аннатов,комменд,резерваций,экспектаций,папских месяцев,инкорпораций,соединений,пенсий,палий,канцелярских правил и проч. мошенничеств”. Отлив в Рим немецких денег должен прекратиться и вообще все, что связывает Германию с Римом: паломничества, посвящения на должность, обычаи, сопровождающие воцарение нового императора (кроме помазания), и т.д. Словом, это была программа разрыва с Римом, аргументированная так, что она становилась понятна всем от императора и могущественного князя до простого человека. Вслед за первым сочинением, имевшим преимущественно политический характер, последовали два других, уже догматического содержания: “О вавилонском пленении церкви”, где доказывался тезис, что Евангелие должно быть единственным источником для понимания таинств. Л. отрицал католическое понимание транссубстанций и тем самым отрицал католическую мессу. С разрушением этих заблуждений католич. церкви должно кончиться “вавилонское плененние” церкви Римом. Наконец, третье сочинение Л. – “О свободе христианина” имело целью установить и укрепить свободу совести. Л. выясняет учение о спасении верою и отношение между верою и добрыми делами.
Окончание следует…. .
|