Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 
Печать
Великие и Удельные князья. Княжества. Вотчина. (Прочитано 24072 раз)
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
ГОРОД в РОССИИ до XVIII в. (окончание от 27.10.06г.)
Ответ #20 - 29.10.2006 :: 13:33:05
 
Екатерининское царствование было эпохой в истории русского Г. Просвещенная императрица в своем законодательстве старалась устроить Г. на иных, более рациональных, началах, выдвинула новое понятие Г.
Межевой Инструкцией 25 мая 1766 г. Екатерина отграничила городские земли от уездных, а своим “Учреждением для управления губерниями” 1775 г. децентрализовала городское управление.
Губернские магистраты по отношению к городовым магистратам данной губернии получили то же значение, какое раньше имел Главный Магистрат по отношению к магистратам и ратушам всей России.
Высшей инстанцией по отношению к губернскому магистрату становится местная палата, делающая ненужным существование Главного Магистрата,- и “это центральное учреждение исчезает”.
Но несмотря на эту коренную перемену в постановке городского управления, все-таки и по Учреждению о губерниях Г. по-прежнему явился установлением сословного характера.
По-прежнему, считая принадлежащими к городскому сословию не всех городских обывателей, а только купцов и мещан, закон склонен, как и раньше, смотреть на торгово-промышленных людей, по крайней мере, на большинство их, как на государственных тяглецов; но теперь эти тяглецы разделяются по объявленному капиталу 1) на платящих подушный оклад – это те, которые имеют не свыше 500 р., 2) на неплатящих его,- это те, которые имеют свыше 500р.; они должны были, вместо подушной подати, платить процентный сбор с их капиталов, и, наконец, 3) на не платящих и % сбора,- это фабриканты и заводчики, которые тем самым выделялись, в интересах развития промышленности, в привилегированную социальную группу.
Таким образом, в соответствии с происшедшей в среде торгово-промышленного класса дифференциацией, законодатель, не освободившийся от фискального взгляда на него, различно ставит разные группы городского сословия по отношению к государству, сообразуясь с их материальным состоянием и их государственными повинностями.
Освобождая группу заводчиков и фабрикантов, обязанных тянуть к государству крупною промышленностью, совсем от денежных взносов в казну, законодатель тем самым еще более усиливает их значение в среде городского общества и, следовательно, в городском управлении.
Поворотным моментом к современному муниципальному управлению является “грамота” Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.).
“Городовым Положением” этой “грамоты”, прежде всего, предписывалось: “город строить по утвержденному плану за подписанием руки Императорского Величества”; затем, за городом подтверждались “правильно принадлежащие по Межевой Инструкции или инако законно земли, сады, поля, пастьбы, луга, реки, рыбные ловли, леса, рощи, кустарники, пустые места, мельницы водяные и ветряные”, словом, вся городская недвижимость, которою он мог “пользоваться мирно и вечно на основании законов”.
При составлении “Городового Положения” 1785 г., Екатерина широко воспользовалась теми материалами, которые остались после “уложенной” Комиссии 1767 г., как результат громадной работы ее частных комиссий в период 1767-1772 гг.
Источники “Городового Положения” разнообразны: кроме “Экстрактов из законов лифляндских, эстляндских и финляндских, выбранных при Комиссии сочинения проекта Нового Уложения 1767 г.”, Екатерина, усердно подготовлявшаяся к законодательствованию чтением иностранных юридических трактатов (Блекстон), не обошла своим вниманием и подлинных иностранных законоположений, относящихся до городского устройства (Шведский цеховой устав 1669 г., ремесленный устав 1733 г.); из русских источников главное и прямое влияние оказала на “Городовое Положение”  “Жалованная грамота дворянству”, составленная несколько раньше составления “грамоты” городам.
Это влияние “Жалованной грамоты” выразилось, между прочим, в разделении горожан на 6 разрядов, аналогичным 6-ти разрядам, на которые было разделено дворянство. Разряды эти следующие: 1) “настоящие городовые обыватели”; это “те, кои в городе дом или иное строение или место и землю имеют”; 2) купцы [с 1783 г. купечество было освобождено от натуральной рекрутской повинности (ук. 3 мая):на каждого рекрута оно должно было вносить в казну 500 руб.] : 1-ой гильдии, объявившие “за собою капитал от 10.000 и до 50.000 р.”; 2-ой гильдии – не менее 5.000 р. и 3-ей – не менее 1.000 р.; 3) цехи, т.е. “мастера,подмастерья и ученики различных ремесел”; 4) “иногородние и иностранные гости”, которые “ради промысла или работы, или иных мещанских упражнений” приписывались к городу; 5) “именитые граждане”, уже прошедшие городскую службу по выборам и получившие “название степенных”, ученые с академическими или университетскими аттестатами, или иными письменными свидетельствами о познаниях, призванными, по испытании, в Российских Главных Училищах, художники, а именно, “архитекторы, живописцы, скульпторы и музыкосочинители”, имеющие или академическое звание или признанные аттестаты – “о своем знании и искусстве”; капиталисты, объявившие капитал не менее 50.000 р., банкиры, занимающиеся переводом денег и обладающие капиталом не менее 100.000 р., оптовые торговцы, кораблехозяева, отправляющие “за море” “собственные корабли”; 6) посадские старожильцы города, в нем родившиеся, а также и вновь поселившиеся, кормящиеся промыслом и черной работой и не записанные в другой класс “городовой обывательской книги”.
Все эти разряды, или классы, имевшие характер сословных групп, составляли “общество градское”, как особое юридическое лицо: во всесословности города и заключалась новая идея городского устройства.
Раз в три года городские обыватели всех 6-ти классов созывались на собрание, на котором, согласно Учреждению о губерниях, выбирались городской голова, бургомистры и ратманы, а также заседатели губернского магистрата и совестного суда на три года (но старост и судью словесного суда тому же обществу предписывалось выбирать ежегодно).
В этот же момент общество граждан, не получившее права обращаться непосредственно к верховной власти, могло делать представления губернатору о “нуждах и пользах” города. В собрании “общества градского” могли участвовать все граждане, но право голоса и право избрания в городские должности (пассивное право) имел лишь тот, кто был не моложе 25 лет и обладал капиталом, %% с которого были не “ниже 50 рублей”; “безкапитальный” и не достигший указанного возраста не имел даже права “сидеть” в собрании градского общества.
Сверх того, учреждались две думы – общая и шестигласная. Общая дума (которую не надо смешивать с собранием “общества градского”, хотя в практике “функции” этих двух учреждений смешивались ) составлялась по сословному принципу.
Тоже раз в три года в каждой части города собирались отдельно жители каждого из 6-ти классов “градского общества” – по куриям и выбирали из своей среды представителя; совокупность представителей каждого класса в общей думе должна была дать всего один голос; следовательно голосование зависело не от большинства ее членов, а от большинства сословных представительных групп, пришедших к тому или другому заключению.
Общая городская дума ведала хозяйство и благоустройство города; эта дума должна была играть распорядительную роль по делам, входящим в ее компетенцию, и собираться по мере надобности.
Она из своей среды избирала от каждого из 6-ти разрядов по 1 члену в шестиглассную думу, которая ведала текущие дела города, собиралась раз в неделю; но было позволено собираться и чаще, если того требует нужда и польза.
Городской голова председательствовал в обеих думах. Обе думы не имели права вмешиваться в судебные дела между жителями города, оставленные в строго сословной компетенции магистрата.
Недовольным тою или другою думою предоставлялось приносить жалобу в губернский же магистрат; в общем компетенция магистрата, получившего как бы право надзора за думами, и компетенция самих дум достаточно смешивались и в законе, и в жизни; сословный магистрат и всесословные думы заведывали делами одного и того же порядка.
Однако, сословность взяла вверх. Не говоря о видной контролирующей роли магистрата, общая дума, заслоняя собой собрание “общества градского”, скоро из органа всего городского населения превратилась в орган купцов и мещан.
Во главе градского общества по-прежнему осталось именитое купечество, преимущественно первых двух гильдий. Ему несомненно принадлежала и решающая роль в городском самоуправлении, в магистрате  и шестигласной думе, которая на практике управляла городским хозяйством, мало считаясь с общей думой, собиравшейся очень редко.
Если именитое первостатейное купечество и не добилось шпаги, которая испрашивалась им в “уложенной” комиссии, то оно зато получило право ездить по городу в карете парою и четвернею; в карете же, но только парой, а не четверней, было позволено ездить купечеству 1-ой гильдии, парою же, но не в карете, а в коляске, получили право ездить купцы 2-ой гильдии; именитое купечество было освобождено от телесных наказаний, от коих не освобождалось купечество 3-й гильдии, лишенное права владеть фабриками и заводами, а также загородными дворами и садами; этому купечеству ездить по городу в карете совсем запрещалось, а в экипаж, соответственный 3-ей гильдии, запрещалось впрягать более одной лошади.
Все это указывает, как государственная власть, тоже пользуясь дворянскими аналогиями, внимательно относилась к высшей городской буржуазии. В руках этого общественного слоя, городской олигархии, и находилось городское самоуправление.
Таким образом, высказанная Екатериной идея “общества градского”, идея всесословности города, тогда не перешла в городскую жизнь. Эта императрица сделала лишь безнадежную попытку соединить в одно социальное целое городские группы, разделенные своими правами и обязанностями и не имевшие между собою солидарности, основанной на общих материальных и духовных интересах.
В конце концов, на практике выходило, что в торгово-промышленном посаде, каким (несмотря на данный ему грамотой 1785 г. герб) остался и екатерининский город, действительными господами были представители сильной правительственной власти, в губернском – губернатор, в уездном – городничий.
Из-под фактической власти правительственной администрации не вышла и городская полиция и в тех городах, где в 1782 г. была учреждена “Управа благочиния” (по Учреждениям о губ. 1775 г., не отмененным и в 1785 г., в столицах были обер-полициймейстеры, в губернских городах полицийместеры, в уездных коменданты и городничие; раньше, с Петра I, полицией заведывали в Петербурге – генерал-полицийместер, в Москве – обер-полициймейстер, в городах – воеводы и губернаторы чрез магистраты и ратуши) – учреждение смешанного состава, где рядом с городничим и приставами уголовных и гражданских дел заседали два городовых ратмана; но суть дела была не в них, а в городничем:  где во главе полиции стоял обер-пилициймейстер, там совсем не было введено “Управы Благочиния”.
Немудрено поэтому, что, при фиктивном градском обществе, при малом на деле значении общей думы, более или менее  активная шестигласная дума превратилась в првительственный орган лишь с выборным сословным составом.
Под воздействием той же администрации был и городовой сиротский суд, установленный еще по “Учреждению о губерниях” и, как и “Управа Благочиния”, подтвержденный “Городовым Положением”, - учреждение уже не смешанного состава, с выборными – городским головой, двумя членами магистрата и городовыми старостами.
С таким общим характером своего устройства и значения, но в то же время и с новой идеей города, как всесословного общества, послужившей будущему, русские города встретили XIX век.
Фактическое бесправие русского города XVIII в. обуславливалось слабым сравнительно с Западной Европой развитием промышленности и торговли в России.  Петр I, стремившийся поднять доходность с города не только чрез упорядочение муниципального управления, но и чрез развитие профессиональных занятий горожан, много хлопотал о торговле, промышленности, ремесле, путях сообщения… И толчок, данный петровской эпохой экономической жизни страны, двигая развитие крупной торговли и фабрично-заводской промышленности, а вместе с тем и денежного хозяйства, увеличивая количество капиталов, тем самым вызывал и развитие некоторых городов, в особенности Петербурга, а также поволжских – Твери, Казани и Астрахани.
Последние сильно поднялись после прорытия Вышневолоцкого канала и установления по нему торговых сношений между Петербургом и Поволжьем, а чрез последнее, между европейским Западом и азиатским Востоком.
При Екатерине II, с приобретением Россией северно-черноморского побережья, начали возникать и развиваться города на Юге.
В соответствии со всем этим и было то внимание, с каким отнеслась к городу Екатерина II, - и ясно, что сословное управление его строилось императрицей на достаточно твердой социальной почве.
Но при всем том, в общем, русский город в XVIII в. не мог похвалиться, что он в народной и государственной жизни занял место, подобное месту западно-европейского города.
Самое количество России было непропорционально ее громадным пространствам, почему, при введении Екатериной “Учреждений о губерниях”, пришлось наличное число городов (свыше 250) увеличить вдвое посредством превращения в города сел; многие из последних (целая сотня) так и не поднялись до настоящего города и были разжалованы снова в села.
Да и большинство старых городов представляло очень захудалый, скорее сельский, чем городской вид, и мещанство многих из них по старине занималось хлебопашеством.
Причины плохого развития русского города в XVIII в. лежали там же, где лежали причины в общем слабого развития торгово-промышленного оборота России: в преобладании натурального хозяйства (над денежным), в крепостном праве и правительственном абсолютизме, давивших общественную самодеятельность и личную инициативу.
Петербургская Россия, хотя не в той мере, как Московская, продолжала быть не столько торгово-промышленною, городскою, сколько земледельческою, сельскою страной.

Литература: И.Д.Беляев, “Города на Руси до монголов” (Журн. Минист. Нар. Просв. 1848 г.,I); И.С. Беляев, “Из истории Новгорода” (Русская Старина,1909,XI кн.); Ключевский, ”Боярская дума”;  Милюков, “Очерки по истории русской культуры”,I; Чечулин, “Города Московского государства в XVI веке”; Дитятин, “Устройство и управление городов в России”; Кизеветтер, “Посадская община в XVIII в.”;его же,“Город.Полож.Екат.II 1785 г.” ; Фирсов, “Правительство и общество в их отношениях к внешней торговле в царствов. Екатерины II”; его же, “Некоторые черты из истории торгово-промышленной жизни Поволжья”.
(по данным энциклопед. библиограф. общества XIX в. Город (1-ая часть))
Наверх
 

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #21 - 29.10.2006 :: 19:21:09
 
ВЛАДИМИР, имя многих великих и удельных князей XI – XIII вв., позднее уступающее свое место конкурирующему с ним имени “Василий”, но в виде пережитка встречающееся и в XIV в. в Москве. Наиболее замечательные из них:

1. В. (Василий) Святославич Святой (980 – 1015), политическое значение которого заключается в подведении культурного фундамента под здание, воздвигнутое предшествовавшими ему князьями-насильниками.
В Новгороде князем В. был посажен отцом в 970 г. После убийства Олега Ярополком бежал за море, но вскоре вернулся с варягами, пошел на Ярополка и дорогой овладел Полоцком.
Потом при помощи изменника Блуда овладел Киевом и убил Ярополка. Вокняжась в Киеве, В. начал ставить идолов, как представитель варяжской языческой партии, глава которой, Добрыня, был братом Владимировой матери.
Ведь недовольство этой партии Ярополком, который, будучи воспитанником Ольги, в своем правлении опирался гл. обр. на византийско-христианскую партию, и возвело В. на престол.
Начальные годы княжения В. прошли в военных походах в интересах партии, посадившей его на престол: он покорил снова радимичей, ходил на камских болгар и победил ятвягов.
Попутно этими походами укреплялась расшатанная междуусобицами киевская государственность.
Только, в противоположность отцу, В. уделил особое внимание не восточным, а западным границам государства, расширив их на северо-западе до границ пруссов, а на юго-западе почти до Кракова, при чем здесь развилась борьба за политическое влияние в Галиции с Польшей, во главе которой стал талантливый князь Болеслав; но при В. перевес был, очевидно, на стороне Руси.
Во вторую же половину правления В., занятый внутренней работой, обращал менее внимания на внешнюю экстенсивную политику, предоставив ее сыновьям, и невнимание к востоку повело за собою, как известно, заселение степи кочевниками, начавшееся уже при В.
Вообще, при В. было закончено внешнее объединение русских племен одной династией, так как В. не только привел в зависимость от себя земли, входившие прежде в состав русского государства, но и поставил их в более тесную связь с Киевом, посадил во всех главнейших и наиболее угрожаемых пунктах многочисленных своих сыновей вместо местных князей.
Но созданному внешней силой и не имевшему внутренней связи, кроме династии и экономических интересов торгово-военного класса, госуд. зданию надо было дать еще новые устои культурного и морального характера.
Эту потребность нельзя было удовлетворить примитивными местными силами и средствами. Нужны были для этого помощь и пример извне.
Предание об испытании вер, занесенное в летопись, и отражает в себе борьбу разных внешних культурно-экономических влияний в деле реформирования госуд. и обществ. уклада Киевской Руси на новых культурно-моральных началах.
Немцы с Римом ведь были далеки и чужды, а царство хозарское было разгромлено Святославом и в культурно-госуд. смысле не могло ничего уже дать Киевской Руси.
С Византией же у нее было больше всего культурно-эконом. связей еще до В.  Пленяла славян, как и других варваров, и казалась им недосягаемым образом византийская культура и государственность.
Влияло также и то, что через болгар византийская цивилизация могла проникать на Русь, пользуясь понятным для народа славянским языком (“закон судный людем”), а с Болгарией связи Киевской Руси были прочны еще при Святославе.
Подобно другим варварским королям средневек. Европы, В. хотел поднять и приодеть престиж своей власти византийским ореолом.
Таким образом, чем дальше, тем более убеждались В. и Добрыня в необходимости опереться и им на византийско-христианскую партию, пустившую корни в высших классах киевского общества и даже в княжеском дворе (Ольга).
Для введения в Россию начал византийской культуры и государственности В. очень умело воспользовался просьбой византийского императора Василия, с братом-соправителем, помощи у него против восставшего Варды Фоки, каковую В. и дал, но под условием выдачи за него замуж сестры императоров, Анны (неясно, однако, родной, греческой, или двоюродной, болгарской царевны), и присылки ему императ. регалий, как это можно видеть из изображения В. в этих регалиях на его монетах и из познейшей легенды о присылке этих регалий Мономаху.
Крещение при этом было условием со стороны императоров, а не В., хотя, конечно, и В. понимал объединительное и просветительное значение для разрозненных народов его государства с их примитивным бытом – христианства, как религии культурной, с богатым внутренним содержанием и внешним блеском и, главное, с законченной и вполне зависимой  от правительства иерархией, которая среди языческих племен только в одной княжеск. власти могла найти свою опору.
Но императоры, получив помощь от В., не спешили исполнить условия договора с ним, так как русский князь в Византии не ценился высоко и выдать за него Анну считалось унижением.
Тогда В. походом на крымские владения Византии, когда она опять была в очень тяжелом положении, и взятием Херсонеса (опять-таки при помощи изменника, Анастаса,- любимый прием В.) вынудил у императоров посылку Анны в Херсонес, где она и была обвенчана с В., крестившимся еще раньше, при чем Херсонес был возвращен Византии, как “вено” за жену.
С Анной пришло и духовенство, опять-таки не ясно какое, греческое или болгарское. Вероятнее, впрочем, последнее, так как первые священники должны были знать по-славянски, ибо иначе они не могли бы совершать богослужение и учить детей, которых им В. роздал в учение.
По возвращении же в Киев, с помощью духовенства, участвовавшего в княжеской Думе, ходившего послами в дипломатических переговорах и мирившего враждующих князей, В. и стал насаждать в своем государстве византийскую гражданственность, при чем первыми были крещены киевляне около 989 г. и без особого сопротивления в виду преобладания здесь христианско-византийской партии.
Но не так гладко шло дело там, где преобладала варяжско-языческая партия, особенно в близком Скандинавии Новгороде, где утверждение новой религии Добрыней опиралось лишь на силу.
У радимичей и вятичей, стоявших в стороне от торгового пути из варяг в греки, язычество держалось до половины XII в.
В областях с финским населением, удаленных от того же пути, именно в землях Ростовской и Муромской, христианство опять-таки распространялось медленно. Внутренней же стороны христианства народная масса долго еще не могла усвоить, оставаясь полуязыческой по мировоззрению и привычкам.
Как бы то ни было, под конец правления В., хотя бы лишь и формально, но Русь стала уже христианской, и В. удалось заложить начатки организации русской церкви и основать митрополичью и несколько епископских кафедр, на содержание которых В. назначил большие доходы.
Влияние христианства сказалось в смягчении нравов, в организации благотворительности и особенно в возникновении и развитии русской письменности и просвещения (митр.Иларион).
Но что касается введения в России начал византийск. государственности и гражданственности, то это, конечно, было возможно лишь настолько, насколько это соответствовало примитивному госуд. и обществ. состоянию тогдашней варварской Руси.
Оно выразилось в рецецции византийского права, оставившего следы в “Русской Правде” и церковных уставах. Но перенесение к нам византийского самодержавия оказалось при В. еще невозможным, и даже попытка заменить виру смертной казнью кончилась неудачей.

(по данным энциклопед. библиогаф. общества XIX в.)
Наверх
 

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
Kommandor
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 640
Да здесь я - куда ж денусь.
Пол: male
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #22 - 30.10.2006 :: 00:34:21
 
Несколько вопросов:
Цитата:
Фактическое бесправие русского города XVIII в. обуславливалось слабым сравнительно с Западной Европой развитием промышленности и торговли в России.

По каким параметрам проводилось сравнение?

Цитата:
Влияло также и то, что через болгар византийская цивилизация могла проникать на Русь, пользуясь понятным для народа славянским языком (“закон судный людем”), а с Болгарией связи Киевской Руси были прочны еще при Святославе.

пользуясь понятным для народа славянским языком  - давайте уточним регион и время
Цитата:
По возвращении же в Киев, с помощью духовенства, участвовавшего в княжеской Думе, ходившего послами в дипломатических переговорах и мирившего враждующих князей, В. и стал насаждать в своем государстве византийскую гражданственность, при чем первыми были крещены киевляне около 989 г. и без особого сопротивления в виду преобладания здесь христианско-византийской партии.

первыми были крещены киевляне около 989 - какая религия была в Византии в то время

Цитата:
Как бы то ни было, под конец правления В., хотя бы лишь и формально, но Русь стала уже христианской, и В. удалось заложить начатки организации русской церкви и основать митрополичью и несколько епископских кафедр,

какой вид христианства?

удалось заложить начатки организации русской церкви- можно пояснить...
Наверх
 
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #23 - 30.10.2006 :: 23:16:15
 
Kommandor написал несколько вопросов:
1)По каким параметрам проводилось сравнение?
***********************************************
Согласно статистическим данным:
Основным показателем развития городов является их разбивка по населению (5-10,10-15,15-25; 25-50;50-100;100-200 тыс.чел. и т.д.) и средний размер бюджета (с доходов от налога) в тыс. руб. в России и в Зап. странах. Урбанизация.
Также статистика городов:
Рост благоустройства (охватываемость водопроводом,канализованность,мощение улиц,освещенность,наличие гор.больниц,скотобойни и т.д.),рост самих городов (численн. нас. городск. и пришлого) и т.пр.

******************************************************
пользуясь понятным для народа славянским языком  - давайте уточним регион и время
******************************************************
Сербия,Далмация,Болгария,Русь.
**********************************************************

первыми были крещены киевляне около 989 - какая религия была в Византии в то время
*********************************************************
Грекославянское,византийское православие.
*********************************************************
удалось заложить начатки организации русской церкви- можно пояснить...
*********************************************************
В ту пору. Церковная политика,церковное право,церковные грамоты,церковные суды и т.д.
Последний из нерусских митрополитов - это политика.Отсюда вытекающие следствия в жизни общества (светской и религиозной в те времена и влияние на общество)
Наверх
« Последняя редакция: 30.10.2006 :: 23:40:59 от павел »  

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
Kommandor
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 640
Да здесь я - куда ж денусь.
Пол: male
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #24 - 31.10.2006 :: 01:52:33
 
Цитата:
Kommandor написал несколько вопросов:
1)По каким параметрам проводилось сравнение?
***********************************************
Согласно статистическим данным:
Основным показателем развития городов является их разбивка по населению (5-10,10-15,15-25; 25-50;50-100;100-200 тыс.чел. и т.д.) и средний размер бюджета (с доходов от налога) в тыс. руб. в России и в Зап. странах. Урбанизация.
Также статистика городов:
Рост благоустройства (охватываемость водопроводом,канализованность,мощение улиц,освещенность,наличие гор.больниц,скотобойни и т.д.),рост самих городов (численн. нас. городск. и пришлого) и т.пр.

вопрос про развитие промышленности
Цитата:
******************************************************
пользуясь понятным для народа славянским языком  - давайте уточним регион и время
******************************************************
Сербия,Далмация,Болгария,Русь.
**********************************************************


Регион - понятно
На вопрос о времени - непонятно.
вопрос овремени : в какой момент произошла миграция славян на земли угро-финнов, мордвы.............
Соответственно , речь идёт и о взаимоотношениях языков

Цитата:
первыми были крещены киевляне около 989 - какая религия была в Византии в то время
*********************************************************
Грекославянское,византийское православие.


Вопрос о крещении - тоже неоднозначен:
на момент 989года , в Киеве , согласно летописям , уже присутствовали священники.
следовательно , - была и паства.
Не кроется ли за фразой о крещении - переход из :
1.одного прихода в другой
или
2.смена одного христианского обряда - на другой
На Руси - традиционно , бОльшую роль играла обрядность , чем текстовка

Теперь на счёт грекославянского византийского православия:
Цитата:
Произход на богомилите
Един от важните извори за произхода на богомилството е Сръбският синодик. Той е бил създаден в началото на XII век и съдържа сведения, че люлката на богомилството е била Тракия, и че на първо време там е бил неговият център. Други изследователи сочат Македония като огнище на тази вяра.

Основатели на богомилството
Смята се, че създател на “ереста” е бил поп Богомил; за това говори и самото название на учението.  В един ръкопис от XVI в. в Московската синодална библиотека четем:

"Творци быша еретическимъ книгам в Болгарьскои земли. поп Еремеи да поп Бгумилъ и Сидоръ Фрязинъ Косцеи Цар Фрязих же и иных множество имены писаны в великом манакануне ..."


           Тук редом с Богомил  сред първите проповедници на богомилството е посочен Йеремия. Важно е да обърнем внимание и на другите две имена: Сидор Фрязин и Косцеи “цар на фрязите”, чиито имена авторът на цитата е взел от “великия номоканон”.

В сборник № 759 от XV в. в библиотеката на Троицко-Сергиевата лавра е записано:

“Были беяху два еритика в болгарьскои земли. поп Еримиа, а другыи попъ Б(о)гоумилъ. ти бо много писаша канунов и стихеръ и м(о)л(и)твъ. Еретици были исполнили ц(е)ркви своеа ереси."
 

Табов пишет и на русском и на болгарском( привёл статью на болгарском)
а соседи - Византия - были арианами.
Оттуда арианство и пришло на Русь


Цитата:
удалось заложить начатки организации русской церкви- можно пояснить...
*********************************************************
В ту пору. Церковная политика,церковное право,церковные грамоты,церковные суды и т.д.
Последний из нерусских митрополитов - это политика.Отсюда вытекающие следствия в жизни общества (светской и религиозной в те времена и влияние на общество)


Понимаете , вопрос религиозной историографии - крайне сложный.
Скорее всего , заложить начатки организации русской церкви - удалось только митр.Филарету - отцу-основателю династии Романовых.
Судя по всему , благодаря его реформам и усердию , из Московии было вытеснено арианство и заменено на старообрядчество, а благодаря Никону - современное никонианство - т.е. русское православие
Наверх
 
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #25 - 31.10.2006 :: 22:51:40
 
Kommandor написал:
вопрос про развитие промышленности
*****************************************************
Во-первых :это не соответствует наименованию странички заявленной темы на форуме.
Во-вторых : если Вас интересует данная тема,заведите отдельную страничку с заявленным разделом и обсуждайте исторический раздел - развитие капитализма от истоков (зачатков)  до ХХ века и развитие, рост отдельных отраслей промышленности (горная, металлургическая и т.д.) История организация подготовки кадров для отраслей (развитие профессионального просветительского образования и откуда оно шло)
********************************************************
Регион - понятно
На вопрос о времени - непонятно.
вопрос овремени : в какой момент произошла миграция славян на земли угро-финнов, мордвы.............
Соответственно , речь идёт и о взаимоотношениях языков
**********************************************************
Правящие торгово-промышленные классы и распространение церковно-славянской письменности,одним словом- официальная письменность (это официальный язык для документов и общения)

Даже посмотрите в Европейских гос-вах:например та же Бельгия с ее Стольным градом Брюссель(как гос-во) - официальный язык и разговорные языки отдельных областей местного населения.(в западных областях говорят на французск., в восточных - немецкий,фламандский,нидерландский)Это исторический отпечаток тех племенных языков,которые жили до образования гос-ва на данной территории.Хотя по территории гос-во с севера на юг всего около 300 км, с з. на в. еще меньше.
**********************************************************
Эта стр. не для дискуссии о распространении и ветках религии.
Если Вас интересует эта тема,то см. папа Григорий III  и иконоборство (иконопочитание) и о двух Македонских династиях в истории Византии по части православия- официальной церкви,а также православно-консервативная партия в Византии.
А старообрядство существовало в России до почти конца XIX в.
Наверх
 

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
Kommandor
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 640
Да здесь я - куда ж денусь.
Пол: male
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #26 - 01.11.2006 :: 01:48:34
 
Цитата:
[quote author=5E4F594B422E link=1160328767/25#25 date=1162320700]Kommandor написал:
вопрос про развитие промышленности
*****************************************************
Во-первых :это не соответствует наименованию странички заявленной темы на форуме.
Во-вторых : если Вас интересует данная тема,заведите отдельную страничку с заявленным разделом и обсуждайте исторический раздел - развитие капитализма от истоков (зачатков)  до ХХ века и развитие, рост отдельных отраслей промышленности (горная, металлургическая и т.д.) История организация подготовки кадров для отраслей (развитие профессионального просветительского образования и откуда оно шло)
***************************

похоже на уход от вопроса
Я спросил о том , по каким параметрам проводилось сравнение , когда говорилось о Фактическом бесправии русского города и о слабым сравнительно с Западной Европой развитием промышленности и торговли в России
При чём тут новая тема , когда цитируются ваши же слова из этой темы?
. *****************************
Цитата:
Регион - понятно
На вопрос о времени - непонятно.
вопрос овремени : в какой момент произошла миграция славян на земли угро-финнов, мордвы.............
Соответственно , речь идёт и о взаимоотношениях языков
**********************************************************
Правящие торгово-промышленные классы и распространение церковно-славянской письменности,одним словом- официальная письменность (это официальный язык для документов и общения)

Я не зря уточняю время: вы путаете приход на Русь учение Кирилла и Мефодия и внедрение ими церковно-словянской письменности и существование старорусской письменности ( и языка)




Цитата:
Эта стр. не для дискуссии о распространении и ветках религии.
Если Вас интересует эта тема,то см. папа Григорий III  и иконоборство (иконопочитание) и о двух Македонских династиях в истории Византии по части православия- официальной церкви,а также православно-консервативная партия в Византии.
А старообрядство существовало в России до почти конца XIX в.


Мненя интересует тема распространения религии на территории Северо-Западной Руси , но речь не об этом.
Когда вы говорите о крещении Руси в ... - я привожу вам доводы о том , что население и так уже было обращено в христианскую веру ( прахристианство).
Когда вы уточняете , верование в Византии на момент "первого" крещения в Киеве - я вам уточняю , что на тот момент в Византии исповедовалось  арианство


Другими словами- подвергаю сомнению ваши выкладки по теме о ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Наверх
 
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #27 - 01.11.2006 :: 23:43:16
 
Kommandor написал:
похоже на уход от вопроса 
Я спросил о том , по каким параметрам проводилось сравнение , когда говорилось о Фактическом бесправии русского города и о слабым сравнительно с Западной Европой развитием промышленности и торговли в России
При чём тут новая тема , когда цитируются ваши же слова из этой темы?
*********************************************************
Ответ:Когда Вы читаете материал,то обращайте после материала на ссылку,откуда он взят и при написании этого материала какая дополн.использовалась лит-ра или с каким материалом можно произвести сравнение..Если я подаю энциклопед. материал, то профессоры,доктора,приват-доценты,препод. Императ.Техн.Уч.,доценты и остальные члены библиограф. общества (ок. 250 чел.) уверенно могу сказать,информированы были лучше,чем Вы. (список в энц. имеется)
*******************************************************
С арианством покончено было еще на Никейском соборе,только сущ. секты.Об этом все написано, и о богомилах,и о воздвижении полумесяцев на хр. св. Софии (Константинополь)+ минареты.
Вселенская соборная церковь -Православная церковь как гос. религия с централизованным управлением дала начатки в конце 988г.(нач.989г. ) в Руси.И я не буду оспаривать Ваше придуманное арианство.
**********************************************************
Вы мне лучше сообщите,что стало с Синодальной библиотекой Русск.Правосл. Церкови,где хранилось очень большое число исторических подлинников после революции.
Наверх
 

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
Kommandor
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 640
Да здесь я - куда ж денусь.
Пол: male
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #28 - 02.11.2006 :: 03:01:51
 
Цитата:
Ответ:Когда Вы читаете материал,то обращайте после материала на ссылку,откуда он взят и при написании этого материала какая дополн.использовалась лит-ра или с каким материалом можно произвести сравнение..Если я подаю энциклопед. материал, то профессоры,доктора,приват-доценты,препод. Императ.Техн.Уч.,доценты и остальные члены библиограф. общества (ок. 250 чел.) уверенно могу сказать,информированы были лучше,чем Вы. (список в энц. имеется)

Другими словами - вы "бъёте авторитетом" на "дырку "/"пробел" в энциклопедической статье.
К примеру , известная работа Воронина на тему строительства Московского Кремля , прекрасно раскрывает объёмы работ и даёт место добычи материалов: известняк Мячковских каменоломен.
При проверке этого заявления , выясняется , что Мячковские каменоломни разрабатывались в столь обширных объёмах , лишь в гораздо более позднее время
Но , по традиции , - ссылаются на работу Воронина.
Так что , ваш ответ неубедителен

Цитата:
С арианством покончено было еще на Никейском соборе,только сущ. секты.Об этом все написано, и о богомилах,и о воздвижении полумесяцев на хр. св. Софии (Константинополь)+ минареты.

Несколько цитат: Цитата:
Никейский собор знаменует не конец, а начало продолжительной борьбы между арианством и православием        http://apologia.narod.ru/catholic/modern/arianstvo.htm
.

Цитата:
В настоящее время с разной долей уверенности можно утверждать о наличии на Руси в X-XII вв. воздействия южно- и западнославянских , корсунских и других религиозных традиций. Значительна была и роль арианства, ирландской миссии, а, возможно, и богомильства  ......   http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/attitude/part3/


-http://mystudies.narod.ru/library/_bref/arians.htm
- Цитата:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B5
Борьба с арианством стала одним из главных поводов утверждения догмата Троицы, а вместе с ним — и догмата о полноте божественности в Христе, как Боге и Сыне Божьем. Вместе с тем, споры о такой полноте продолжаются и поныне: логическим завершением борьбы с арианством стало дополнение Никейского символа веры на Толедском соборе в 589 г. положением, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Это положение получило название филиокве (от латинского filioque — «и от Сына») и окончательно уравняло Бога-Сына и Бога-Отца и послужило одним из формальных поводов разделения Церкви в XI в. на Восточную (православную), не принявшую филиокве и Западную (католическую); такое несогласие продолжается и по сей день.
Современное «арианство»
В отличие от несторианства, арианство считается полностью уничтоженным в раннем Средневековье.
Однако социологические исследования показывают, что взгляды многих невоцерковленных христиан, по традиции называющих себя православными, католиками или протестантами (в зависимости от страны или региона проживания), на самом деле близки к арианским. Среди таких «стихийных ариан» распространены воззрения, что Бог-Сын не тождествен Богу-Отцу, что Иисус Христос не существовал, как Бог, изначально, а появился в результате рождения и стал Богом в результате крещения, крёстной смерти или воскресения. «Стихийное арианство» невоцерковленных христиан можно объяснить тем, что арианские представления гораздо более просты для понимания, нежели те идеи, которые возобладали в вероучении халкидонских церквей.




- Цитата:
Мишель Рокеберт
Религия катаров
....
Катарская Церковь, называлась ли она богомильской, патаренской или собственно катарской, с 10 по 15 столетие прошла путь к универсальности. Она стала свершившимся фактом европейской жизни.
Раньше всего эта вера распространилась в Болгарии, где «поп» по имени Богомил проповедовал ее постулаты около 950 года. Было ли это его настоящее имя, эквивалентное греческому Теофил? Или это было прозвище человека, представлявшего Церковь Друзей Божьих? Об этом очень мало известно. В любом случае, из Болгарии богомильство достигло Драговицы (западная Македония), Мелингвы (Пеллопонес), Филадельфии (нынешняя Турция), Далмации и Боснии. В конце 12 века, «бан», правитель Боснии, Кулин, провозгласил богомильство государственной религией. Даже крестовый поход венгерского короля по приказу папы не изменил его решения. Богомильство исчезло с Балкан только после турецкого завоевания, начавшегося в 1463 году и завершившегося в 1481 году.


Павел - вы подумайте : историю пишут победители.
победила папская церковь , но кое какие следы остались.....

Цитата:
Вселенская соборная церковь -Православная церковь как гос. религия с централизованным управлением дала начатки в конце 988г.(нач.989г. ) в Руси.И я не буду оспаривать Ваше придуманное арианство.

Господи.А зачем Филарету , а затем и Никону , понадобилось проводить церковные реформы?
И ещё: для вас , что - староверы и никониане - тождественны?
**********************************************************
Цитата:
Вы мне лучше сообщите,что стало с Синодальной библиотекой Русск.Правосл. Церкови,где хранилось очень большое число исторических подлинников после революции.

сходу не отвечу.поищу
Наверх
 
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #29 - 04.11.2006 :: 16:46:52
 
Отправил: Kommandor Отправлено: 02.11.2006 :: 02:01:51
Цитата:
Ответ:Когда Вы читаете материал,то обращайте после материала на ссылку,откуда он взят и при написании этого материала какая дополн.использовалась лит-ра или с каким материалом можно произвести сравнение..Если я подаю энциклопед. материал, то профессоры,доктора,приват-доценты,препод. Императ.Техн.Уч.,доценты и остальные члены библиограф. общества (ок. 250 чел.) уверенно могу сказать,информированы были лучше,чем Вы. (список в энц. имеется)
Отправил: Kommandor Отправлено: 02.11.2006 :: 02:01:51
Цитата:
Ответ:Когда Вы читаете материал,то обращайте после материала на ссылку,откуда он взят и при написании этого материала какая дополн.использовалась лит-ра или с каким материалом можно произвести сравнение..Если я подаю энциклопед. материал, то профессоры,доктора,приват-доценты,препод. Императ.Техн.Уч.,доценты и остальные члены библиограф. общества (ок. 250 чел.) уверенно могу сказать,информированы были лучше,чем Вы. (список в энц. имеется)
_________________________________________________________
Другими словами - вы "бъёте авторитетом" на "дырку "/"пробел" в энциклопедической статье.
К примеру , известная работа Воронина на тему строительства Московского Кремля , прекрасно раскрывает объёмы работ и даёт место добычи материалов: известняк Мячковских каменоломен.
При проверке этого заявления , выясняется , что Мячковские каменоломни разрабатывались в столь обширных объёмах , лишь в гораздо более позднее время
Но , по традиции , - ссылаются на работу Воронина.
Так что , ваш ответ неубедителен
**********************************************************
Я не беру Вас авторитетом  лиц научной школы Царской России,изучавшими с дошедшими до них первоисточниками документов и другими поздними редакциями,а также другими источниками старины и научными трудами отдельных лиц,не входящих в Русское библиографич. сообщество, которые выпустили обобщенный свой труд для грамотного населения - энциклопедию.
Согласно нашей переписки (см.майловскую при форуме) у меня нет той части, обобщенный труд по религии дан в разделе энц. - Религия и Православие (т.к. многие ссылки из статей адрес. на эти буквы).Поэтому из разрозненых материалов энц. даю информацию,которые имеются в наличии.
Наверх
 

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
Kommandor
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 640
Да здесь я - куда ж денусь.
Пол: male
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #30 - 04.11.2006 :: 16:52:09
 
Цитата:
Я не беру Вас авторитетом  лиц.....


Допустим...
А собственные выводы?
А по другим вопросам моего поста?
Наверх
 
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #31 - 04.11.2006 :: 17:05:27
 
Согласно используемым материалам по энц.,основанными как писано в ней на основании изучения византийских,русских , болгарских летописей (рагуза) и др. источников,касающихся религии - Православие.
Всю историю Византии от мегарской колонии до ее развала (как восточной империи),слишком много набирать текста,а выдержки дам в разделе -Православие, также из имеющего по старообрядцам)
Наверх
« Последняя редакция: 04.11.2006 :: 17:11:42 от павел »  

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #32 - 16.12.2006 :: 20:42:14
 
Давно не пополнял раздел об великих князьях. Еще один великий князь Владимир (Василий).

В. (Василий) ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (р.1053, ум. 1125), сын Всеволода Ярославича, в.кн. Киевский с 1113 г.  Раньше В. сидел в Смоленске (1067 – 1068).
В 1078 – 1094 гг. был и Черниговским князем, владея в то же время и Смоленском.
Идеальный князь с точки зрения командовавшего тогда на Руси военно-торгового класса, почему летопись, написанная в классовом и партийном духе, и называет В. “братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдальцем за Русскую землю”.
Более же подробно обрисован этот идеал князя удельно-дружинной Руси в “Поучении своим детям” самого В., по которому такой князь везде сам, не полагаясь на своих отроков, судит, сам расставляет свои полки, вечно занят, со всеми милостив, благосклонен и всегда помнит Бога.
Идеал этот, очевидно, сам В. старался осуществить, чем и объясняется любовь правящих классов к нему.
Но как ни идеализируют В. правящие классы, всё же в нравственном отношении он был не выше своей эпохи (убиение Итлара и Китана, князей половецких в 1094 г. с нарушением данного слова и прав гостеприимства; поголовное избиение челяди и скота, при взятии Минска).
Также и политика В., внешняя и внутренняя, была исключительно классовой и фамильной.
Так, в интересах торгового класса по вступлении на престол В. прежде всего созвал дружину для решения вопросов о процентах и торговле (а, м.б., попутно и о закупках и холопах), назревших в виду пертрубаций, внесенных в эту область вступлением в неё при Святополке евреев, ростовщичеством своим, по летописному классовому сказанию, так озлобивших народ, что по смерти Святополка “Кияне идоша на жиды и разграбиша я”.
Вероятнее, впрочем, что пришлые евреи конкуренцией озлобили против себя господствующий туземный торговый класс, столь же повинный в ростовщичестве, сколько евреи, если не более.
Поэтому, когда вспыхнуло народное негодование против ростовщиков и монополистов (соли, напр.), то туземные ростовщики поспешили отвести от себя это негодование на евреев, как наиболее бесправный и беззащитный класс, при чем, однако, был разграблен и двор тысяцкого Путяты.
Значит, не в одних евреях было дело.
Но как бы то ни было, при В. было урегулировано обязательственное право. А именно, третной рост по законодательству В. было позволено брать только два раза.
Запрещено было также брать росту более 10 кун на гривну за год (т.е. 20 проц.).Месячный рост допущен только при кратковременных займах.
Установлена была и рассрочка взысканий с несостоятельного должника. При конкурсном же взыскании с несостоятельного должника кредитор, бравший много процентов, не получал ничего из капитала.
Холопство за долги было отменено. Попутно ограждена личность закупов от произвола хозяев, но все же закон угрожал закупам полным рабством, если они убегут, не исполнив условий.
Холопа, нанесшего побои свободному человеку, теперь не убивают, а только господин платит за него пеню.
Безвинное убийство холопа и рабы теперь наказываются “продажею” (см.).
В. усмирял внутренние смуты, требуя повиновения от других князей и усмиряя непослушных (Минского Глеба Всеславича, Волынского Ярослава Святополковича; наказаны были заточением и непокорные новгородские бояре).
Такая политика соответствовала не только интересам торгового класса, но и фамильным интересам В., так как к концу его правления значительная часть русской земли была во владении его семьи.
В Новгороде сидел сначала Мстислав, а потом сын его Всеволод, во Владимире Волынском Роман, а потом Андрей, в Переяславле сначала Святослав, а потом Ярополк, в Суздале Юрий, в Смоленске Святослав, а потом Вячеслав.
Только по-прежнему это объединение Руси было чисто внешним, а потому и непрочным.
В интересах же господствующих торгово-военных классов (военная добыча, гл. обр. челядь, и расширение и обеспечение рынков) были походы В. на половцев, Мстислава на чудь, Юрия на камских болгар, Андрея на Польшу, Всеволода Мстиславича на ямь.
И из этих походов самые замечательные были походы В. на половцев, хотя и В. случалось был битым ими (напр., при Стугне в 1093 г., где утонул брат его Ростислав).
Он прославился энергичной и успешной борьбой с ними еще в то время, когда сидел в Переяславле. За это время он имел более десяти столкновений с половцами, отражая их нападения, или выступая против них в степь (битвы при Сутене 1103 г, под Лубнами 1107 г., при Дигее и Сольнице 1111 г. и т.д.).
В. же удалось три раза организовать союзы князей для больших и успешных походов на половцев (съезды в Любече в 1097 г. и в Долобске в 1103 г.).Самым же замечательным по углублению русских в половецкие степи был поход 1111 г.
В результате во время вел. княжения В. половцы не смели нападать на русские владения. Хотя владения В. были меньше отцовских, при чем наиболее чуствительна была утрата Черниговщины в 1094 г., но власть В. была более прочна, так как при нем была сломлена сила половцев, у которых искали помощи обезземельные претенденты (изгои).
В. пользовался, как Киевский князь, большим влиянием, держал в повиновении прочих князей и сумел передать Киев после себя непосредственно старшему сыну своему Мстиславу.

(по данным энциклопедии библиографич. общества XIX в.)
Наверх
 

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #33 - 02.01.2007 :: 00:48:34
 
БРЯЧИСЛАВ Изяславич, князь полоцкий, старший сын Изяслава Владимировича, внук Владимира Св. от Рогнеды, род. около 997 г.
В 1001 г. наследовал после отца Полоцкое княжество; в 1020 г. неожиданно напал на Новгород и ограбил его; на обратном пути был настигнут Ярославом Владимировичем и разбит на р. Судоме. Брячислав, несмотря на заключенный мир, до конца своей жизни продолжал воевать с Ярославом, ум. в Полоцке в 1044 г.

(по данным энциклопед. библиограф. общества XIX в.)
Наверх
 

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #34 - 04.01.2007 :: 16:42:20
 
ИЗГОИ, в древней Руси люди, добровольно или невольно покинувшие прежнее состояние.
“Попов сын грамоте не умеет, холоп исъ холопьства выкупится, купец одолжает ”(т.е. станет несостоятельным)
Перечислив эти три разряда, Новгородский князь Всеволод (1125 – 1176) в своем церковном уставе прибавляет: “а се и четвертое изгойство и к себе приложим: аще князь осиротеет”.
Изгои – люди, лишившиеся обычных в их положении способов существования и потому нуждающиеся в особом покровительстве, которое и дает церковь.

См. Сергеевич, “Русские юридические древности”,т.I ; Дьяконов, “Очерки общ. и госуд. строя древней Руси”, т.I.

(по данным энциклопед. библиограф. общества XIX в.)
Наверх
 

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
павел
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 322
Re: ВЕЛИКИЕ и Удельные КНЯЗЬЯ.КНЯЖЕСТВА.Вотчина.
Ответ #35 - 07.01.2007 :: 02:58:42
 
КИЕВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО в до-монгольское время называлось Русскою землею по преимуществу. Определить границы его трудно. В разное время они были различны.
Ядром княжества служила земля полян. Они не совпадали с этнографическими границами.
Начиная с Ярослава, в состав его вошла и земля древлян. Входили и другие соседние племена: дреговичи, дулебы и пр.
В удельное время Киевское княжество занимало пространство приблизительно между Днепром, Припятью, Горынью, Росью и Бугом, переходя в некоторых местах за эти реки.
Находясь на великом водном пути, территория эта рано сделалась местом культуры. Здесь находят многочисленные следы поселений каменного века. Монетные клады указывают на раннюю торговлю с Востоком и Византией.
Область Киевского княжества рано сделалась центром государственной жизни. Когда сложилось Киевское государство – не известно.
Известия IX в. намекают на существование в Полянской земле довольно крупной политической организации, завоеванной Олегом. Главнейшие события русской истории при первых князьях, до Ярослава I включительно, связаны с Киевским княжеством.
Умирая, Ярослав I в 1054 г. распределил свои волости между сыновьями. Киевская волость была дана старшему сыну Изяславу.
Отношение старшего сына к братьям, по завещанию Ярослава, приравнивалось отношению отца к детям. На самом деле согласия между братьями не было.
Изяслав был даже изгнан, и на киевский стол был посажен брат его Святослав (1073 -1076). Только после смерти Святослава Изяслав снова вернулся в Киев, но скоро (1078) пал в битве с сыновьями Святослава на Нежатиной Ниве.
Стол киевский занял Всеволод Ярославич (1078 – 1093), а после его смерти – сын Изяслава Святополк-Михаил (1093 – 1113).
Несмотря на то, что на Любецком съезде (1097) было решено, что каждый должен владеть тем, чем владел его отец, после смерти Святополка киевляне призвали на княжение сына Всеволода Владимира Мономаха (1113 -1125).
Далее киевскими князьями были сыновья Мономаха: Мстислав (1125 – 1132) и Ярополк (1132 – 1139).
Раздоры в семье Мономаховичей дали возможность захватить киевский стол Всеволоду Ольговичу (1139 -1146).
Попытка его старшего брата Игоря сесть на стол после смерти Всеволода кончилась, однако, неудачей: Игорь был убит.
Киевляне призвали князем Мономаховича Изяслава Мстиславовича (1146 – 1154). По смерти Изяслава киевсий стол переходил из рук в руки: Ростислава Мстиславовича (1154 – 1159, 1161 – 1167), Изяслава Давидовича (1154, 1157, 1161) и Юрия Владимировича Долгорукого (1157 -1159).
Эта борьба за стол подорвала значение Киева. По смерти Ростислава Мстиславовича на стол был призван Мстислав  Изяславич (1167 – 1169). При нем Киев был взят Андреем Боголюбским и очутился в опеке у суздальского князя. На киевский стол был посажен Глеб Юрьевич (1169 -1171).
Вместе с упадком политическим падало, хотя, может быть, и не в такой степени, экономическое и материальное состояние киевской земли.
После Глеба князем в Киеве был Святослав Всеволодович (1171 – 1194), затем Рюрик Ростиславович (1195 – 1202).
После некоторого затишья снова начались междоусобия. Рюрик несколько раз изгонялся и возвращался в Киев. В первой половине XIII ст. в Киевском княжестве сменилось много князей. Ни одному из них не удалось утвердиться надолго.
Значение Киева до того упало, что накануне нашествия Батыя в Киеве не было уже князя, а сидел наместник галицкого князя Даниила Романовича.
Что касается внутреннего устройства Киевского княжества в удельный период, то оно мало чем, по-видимому, отличалось от других областей. Власть принадлежала вечу, как органу народному, и князю.
При князе находилась дума, с которой князь совещался. Думу составляла старшая дружина князя и иногда духовенство. В качестве чиновников, при посредстве которых велось управление, встречаются тысяцкие, посадники, тиуны. Значительная часть административного, полицейского и финансового управления оставалась у местных общин.
Население делиолсь на свободных и несвободных. Свободное население, в свою очередь, состояло из двух частей: княжих людей (дружина, княжи мужи) и людей, среди которых различались лучшие люди и люди простые (градские, смерды). Полусвободными были наймиты, закупы, а несвободными – рабы. Рабство было значительно развито. В Киеве в удельный период имел свое пребывание митрополит.
Исторические и археологические сведения дают возможность думать, что жители Киевского княжества занимались охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, земледелием. Среди жителей К.к. встречались плотники, каменщики, кузнецы, ткачи, кожевники и т.п. Торговля была значительно развита и имела большое значение в судьбе Киевщины. Торговыми центрами были города.
Главными торговыми путями служили реки и прежде всего великий путь “из Варяг в Греки”. Из сухопутных путей летописи упоминают в XII в. Греческий, Соляной и Залозный. Торговля шла в разных направлениях. Есть известия и о торговых сношениях не только с Востоком, Византией, но и с Зап. Европой. Поселение кочевников в южных степях, конечно, должно было вредно отразиться на южной торговле Киевской земли. Главными предметами вывозной торговли были сырые продукты и рабы. Привозили ткани, оружие, пряности.
Киевская земля сделалась и была долгое время религиозным и культурным центром. Киевские князья приняли христианство; отсюда оно распространялось и по другим землям. В Киевском княжестве было основано много монастырей, и отсюда выходили обыкновенно заместители епископских кафедр. Первые школы на Руси появились в Киеве; отсюда начала распространяться грамотность. В Киеве появилась впервые на русской земле и письменность, а с нею и литературная деятельность.
Помимо раздоров князей, нападений кочевников, которые препятствовали правильному развитию К.к., большую роль в его судьбе сыграло татарское нашествие. В ноябре 1240 г. Батый (см.) напал на Киев, взял его, разграбил. Опустошено было все Киевское княжество, которое после основания Золотой Орды сделалось улусом татарского хана.
Относительно степени опустошения Киевского княжества Батыем в науке существует разногласие. Одни считают, что после нашествия татар К.к. совершенно обезлюдело. На место истребленного и ушедшего населения пришло новое (Погодин, акад. Соболевский, Ключевский). Другие, напротив, полагают, что татарское нашествие не было таким губительным и не изменило судьбы Киевской земли (Максимович, Антонович, Грушевский). Оно отразилось только на перестройке политико-общественных отношений, на исчезновении князей. Кiевщина обратилась в группу местных общин, слабо связанных между собою. Если у общин и бывали князья, то они играли незначительную роль. Вместе с князьями исчезли, думают, и зажиточные классы. Это имело, по мнению проф. Грушевского, громадное значение в судьбе края.
Духовенство, которое опиралось на князей и зажиточные классы, начинает покидать Киевщину. В связи с этим на северо-восток переносится митрополичья кафедра.
Туда же уходит и просвещение. В связи с этим в Киевщине замечается понижение культурных и духовных интересов. В таком положении К.к. попадает под власть Литвы.
Относительно времени завоевания Киевской земли Литвой существует также разногласие.
Одни (Дашкевич, Любавский) считают завоевателем Киевщины Гедимина (ок. 1320 г.); другие (Антонович, Грушевский) относят факт завоевания ко времени Ольгерда (ок.1362 г.).
При Ольгерде Киевская земля досталась в удел сыну его Владимиру, который в 1395 г. должен был уступить его брату своему Скиргеллу. После смерти этого князя Витовт посадил в Киеве Ивана Ольгимунтовича Ольшанского, которого сменил князь Михаил Иванович.Но это были не удельные князья, а скорее наместники.
Со вступлением на великое княжение Казимира в 1440 г. Киевская земля отдана была сыну Владимира  Ольгердовича Олельку, который распоряжался самостоятельно. После Олелька княжество его получил сын его Семен. Это был последний киевский князь.
После его смерти в Киев был послан воеводою пан Мартын Гаштольд. Киевляне отказались принять его, но их заставили к тому силой. Все порядки в Киевской земле были подтверждены по-старому. Казимир, сверх того, выдал грамоту шляхте, которой пожаловал польское право шляхетское. Была выдана им грамота мещанам киевским.

Ср. Грушевский, “Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV ст.” (1891); его же, “История Украины - Руси”,т.I – IV; его же, “Киевская Русь” (1911); Антонович, “Монографии”, т.I; проф. Любавский, “Областное деление и местное управление Литовско – Русского государства”(1893); Клепацкий, “Киевская земля в Литовский период” (1912)

(по данным энциклопед. библиогафич. общества XIX в.)
Наверх
 

Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину её собственного будущего.&&"Капитал", гл. 21   К. Маркс
Страниц: 1 2 
Печать