в Японии самоубийство не осуждается национальной религией синто.
более того оно культивировалось.
СЭППУКУ (другое чтение тех же иероглифов — харакири) — ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.
Исторические истоки этого явления уходят в глубокую древность, к языческим культам жертвоприношения населявших Монголию, Маньчжурию, Курильские и Японские острова в начале нашего тысячелетия народов. Существовал такой культ и у айнов, с которыми жители царства Ямато очень долгое время вели войны и многие представители которых ассимилировались в течение нескольких веков с завоевателями-японцами.
Религиозные воззрения нового класса Японии поддержали развитие языческого обряда. Конфуцианские догмы требовали не щадить своей жизни ради своего хозяина. Мужественная же смерть в соответствии и с буддизмом, и с синтоизмом гарантировала переселение в мир добрых духов.
Совершая сэппуку, самураи демонстрировали свое мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих тайных помыслов перед богами и людьми.
В IХ–ХI вв. обряд сэппуку становится очень популярен среди военных. Во времена войны Гэмпэй в конце ХII в. харакири приобретает характер массового явления. Каждый самурай искал способ либо погибнуть в бою, либо совершить сэппуку (не желая сдаваться в плен, проиграв сражение, совершив тяжелый проступок и т.п.).
Отдельной разновидностью обычного сэппуку стало «самоубийство вослед» («дзюнси»). Оно тоже приобрело необычайную популярность, так как всецело соответствовало нормам Бусидо в их тогдашнем понимании. Жизнь самурая ничего не стоила и не значила для него самого. Она всецело принадлежала его хозяину. Разве не естественно в таком случае, что умерший хозяин уносит с собой жизни своих верных слуг? И разве не почетный это конец для воина, целью жизни которого было служение своему господину? Такая логика была проста и понятна для самураев, а потому обычай дзюнси просуществовал очень долго, и следовали ему не только простые воины и не только во времена средневековья. Одними из самых ярких примеров дзюнси являются сэппуку пяти самых знатных даймё из окружения сёгуна Токугава Иэмицу, совершенные в 1651 г. после смерти их хозяина, и харакири генерала Ноги, героя русско-Японской войны, совершенное в 1912 г. после смерти императора Мэйдзи.
С наступлением ХVII в. изменились многие стороны жизни воинского сословия. Изменились и причины для сэппуку, а со временем и техника его исполнения. Из-за того, что практически прекратились междоусобные войны, отпала необходимость в харакири для потерпевших поражение в битве. Их попросту не было. Но самурай мог быть незаслуженно (или даже заслуженно) оскорблен, ему могло грозить наказание со стороны властей сёгуната или его непосредственного начальника. Он мог протестовать против каких-то новых идей. В любом случае ему грозила «потеря лица». И у него оставался один выход — сэппуку.
Правительство Токугава в 1663 г. запретило дзюнси. Отныне тот, кто совершал дзюнси, знал, что после его смерти будут казнены все его близкие, имущество будет конфисковано, а имя семьи покрыто позором. Это помогло. Популярность дзюнси пошла на убыль, но не пропала совсем. Излюбленной темой драматургов конца XVII — начала XVIII в. стало романтическое самоубийство влюбленных, а события 1704 г. показали на примере 47 ронинов из Ако, что дзюнси не только не умерло, но, став запрещенным занятием, обрело некий флер романтизма.
Одновременно с закатом самурайства пришел конец и кровавому обычаю сэппуку. Но жизнь показывает, что часто забытые, казалось бы, вещи внезапно всплывают в сознании народа как часть особенностей национального характера. Тогда снова восстают из небытия старинные обычаи, снова берутся за мечи своих предков молодые самураи и снова льется кровь. Так было в 1912 г., когда умер император Мэйдзи, в 1936 г., когда покончила с собой большая группа мятежных молодых офицеров крайне правого толка, так случилось с ярым поборником самурайской морали Мисима Юкио, вскрывшим себе живот в 1970 г. после неудачной попытки мятежа...
КАМИКАДЗЭ . Во второй половине ХII в. Япония оказалась перед угрозой нашествия монголов. Внук Чингисхана Хубилай дважды (в 1274-м и 1281 г.) с армадой кораблей подходил к берегам Японии, пытаясь покорить ее. Обе экспедиции оказались неудачными: сильнейшие тайфуны, возникшие во время высадки захватчиков на Японские острова, уничтожили большинство кораблей. Японские историки назвали эти тайфуны «камикадзэ», что значит «божественный ветер», давая понять, что это божественная помощь японскому народу.
В конце второй мировой войны, когда Япония терпела поражение, японское командование назвало «камикадзэ» молодых людей-смертников, с помощью которых намеревалось переломить ход войны.
Основателем первых отрядов камикадзэ и их идейным вдохновителем был адмирал Ониси Такидзиро, который осенью 1944 г. на Филиппинах сформировал эскадрилью смертников.
Камикадзэ-пилоты должны были таранить американские бомбардировщики, авианосцы или другие крупные цели. «Люди-лодки» обучались направлять специально оснащенную торпеду на корабль противника. «Люди-мины», облачась в водолазный костюм и будучи вооружены шестами, на конце которых укреплялись мощные заряды, готовились к встрече десантных кораблей противника. Таким же путем «люди-мины» обучались поражать танки наступающих. В сухопутной армии имелись «люди-пулеметы», «люди-снаряды» и так далее.
К концу войны в японских вооруженных силах действовали сотни подобного рода отрядов, некоторые имели в своем составе тысячу и более бойцов.
По данным статистики, 80% потерь американцев за финальный этап войны на Тихом океане обусловлено действиями камикадзэ. Главное, конечно, заключалось в моральном потрясении: американцы психологически не были готовы к борьбе с камикадзэ.
Отряды камикадзэ в Японии строились на основе морально-этической системы самураев — бусидо. Главной была идея готовности умереть за Японию, за императора. В тех отрядах, где это было возможно, непременным атрибутом камикадзэ был самурайский меч. Камикадзэ повязывали голову белыми повязками, точно такими, какими обвязывались перед боем и самураи.
Молодые люди с самурайскими повязками на головах, не раздумывая, шли на смерть. Погибшие становились примером, им старались подражать, создавался культ погибших — повсюду красовались их портреты.
самоубийство в Японии - было единственным способом вернуть потерянную честь, выйти из безвыходного положения (например в романе о Японии эпохи Токугава женщина из знатного рода совершает ритуальное самоубийство, когда узнает, что ее сын готовит мятеж против сёгуна - ведь не предупредить сёгуна - значит предать страну, а выдать сына - предать его. единственный выход из этой ситуации был - дзигаи - ритуальное женское самоубийство).
очень рекомендую прочитать рассказ Мисимы Юкио "Патриотизм" - короткий рассказ, но хорошо иллюстрирует подобную ситуацию. Я перечитывала его миллион раз....