Цитата:Не кажется ли вам, что в таком случае логичнее было бы приносить в жертву второго и последующих детей
Логично, но противоречит «Своду Завета», древним семитским законам, где абсолютное правило сформулировано предельно ясно: «Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и овцою твоею (и ослом твоим). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне», (Исх. 22: 29-30). С одной стороны – это верный способ доказать свою преданность вере, отдав самое дорогое, с другой - укрепить Завет (договор с богом).
Цитата:никто не собирался ограничивать рост населения вообще, и мужского - в частности
Ограничивали. Демографический вопрос решался, как сверху, так и снизу. Подобная практика существовала у многих древних народов. Прирост населения контролировался, как указами правителей (Исход 1:15 - 22, указ египетского фараона); так и внутри семьи, рода, племени. Во-первых, все страшно боялись голода. Большую семью трудно прокормить. Во-вторых, ребенок до определенного возраста не считался полноценным членом общества, младенец, тем более. Это относится к детям обоих полов. Нигде не засвидетельствовано, но девочек убивали во много раз больше. К женщинам на Востоке, вообще, особое отношение. Женщина считалась мужской собственностью – сначала отца, потом мужа, овдовев - сына. В-третьих, в кочевых племенах женщина не имела возможности носить с собой больше одного маленького ребенка.
О! Я тут недавно прочитал – не помню где, - что в древности мужики, вообще, держали женщин в загоне, как мясное стадо, за одно эксплуатировали их труд на огородах. Племена сражались, там, друг с другом за стада женщин.
То, что в землях где обитали легендарные амазонки, нашли мужское погребение с женским инвентарем – это факт. Но чтобы так вот – и наследников иметь, и свежее мясо к столу… Хотя, конечно, в этом резон есть.
Цитата:вспомните незабвенное "плодитесь и размножайтесь"
Не следует это принимать слишком уж буквально.
Это не руководство к действию, а благословение. В том смысле, что «наполняйте землю и обладайте ею». Фрагмент (Быт. 1:26–30) взят из более раннего источника. «И сотворил бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:7). Или бог был двуполым, или изначально в сотворение участвовала супружеская пара. Некоторые исследователи Библии называют Эла и Ашеру – богов древнесемитского пантеона. Смысл такой: породив 70 богов, Эл и Ашера стали владыками неба, поэтому человек должен породить потомков, чтобы заселить землю и стать ее владыкой. Кстати, в книгу Бытия вошли два разных мифа творения. Второй (2:5), отличается от первого.
Цитата:первые роды - самые тяжелые и травматичные
Это не зависит от того, какие роды по счету. Если в древности женщины начинали рожать, едва достигнув детородного возраста, при еще не сформировавшемся окончательно организме, все роды были для них риском. Но, хочу заметить, что: "Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему (половое) влечение твое, и он будет господствовать над тобой" (Быт. 3:16), - это не проклятье. Это наказание. Адам и Ева были изгнаны из рая, но не прокляты. Проклят был только Змей.
А "муки деторождения" объясняются тем, что эволюция человеческого черепа происходила достаточно быстро и началась относительно недавно, на поздней стадии филогенеза. Это один из наиболее драматических случаев эволюционной трансформации, известных в сравнительной анатомии. Деторождение болезненно лишь у одного-единственного вида из миллионов живых форм на Земле - у людей.
Цитата:а мальчики (имеющие бОльшие геометрические размеры черепа, нежели девочки
Не будьте шовинистом.
Цитата:вероятность рождения физически и психически ущербного продолжателя рода в первые роды значительно выше, нежели во вторые и последующие (которые проходят, как правило, легко и без осложнений), поэтому оный завет принуждает женщину отринуть "первый блин" и рожать дальше, дабы роду вырождение не грозило.
Возможно. На это косвенно указывает «Вавилонская теодиция», месопотамская поэма XII в. до н.э., выражающая религиозные чувства, но не предназначенная для оправления культа. Она дает представление о ранних религиозных воззрениях народов Передней Азии.
«259. Отпрыск (их) первый у всех не[ладен(?)]:
260. Первый теленок мал у коровы,
261. Приплод ее поздний - вдвое больше;
262. Первый ребенок дурачком родится,
263. Второму прозвание - Сильный, Смелый,
264. Видят, (да) не поймут божью премудрость люди!»
Размышления древневосточного мудреца переводят проблему посвящения божеству каждого первенца в плоскость одновременно реалистическую и теологическую. Ребенок, как не сформировавшая личность, не считался полноценным человеком. А неполноценность есть знак того, что он не предназначался для жизни.
Божественный замысел в этом отношении, вероятно, сформулирован в Исх. 13:2: «Освяти мне каждого первенца, разверзающего всякие ложеса между сынами Израилевыми, от человека до скота, потому, что мои они».
Цитата:речь идет именно о первенце, а не просто о старшем сыне?
На сегодняшний день существует версия, что в одном месте слово «первенец» умышленно поставлено вместо другого слова, но это относится только к рассказу о десятой казни из книги Исход, и не к израильским первенцам, а к египетским.
Но при этом, в Ветхом завете особо подчеркивается особая благодать младших детей: Авель был более любим, чем Каин; Исаак, более чем Исмаил; Иаков, более Исава; любимцами Иакова стали Иосиф и Вениамин.
Такая, вот, дилемма получается.
Цитата:в Египте имела место скорее еврейская экспансия, поскольку, как известно, евреи пришли в Египет при первом гиксоском фараоне
Родственниками гиксосы и семитские племена не были. Гиксосы выходцы с Аравийского полуострова – легендарный народ Аму. Очень жестокий, даже по меркам того времени. И вполне возможно, что корни антисемитизма следует искать именно в этом явлении. Семитов отождествили или приписали им родство с гиксосами, ненависть к гискосам перекинулась на них. Тут все дело в человеческой памяти. В том, что она может быть очень долгой (доказано Рыбаковым).
Но определенно, эпоха рабства доля евреев начинается после освобождения от гиксосов, когда новые фароны рассматривают в качестве врагов те племена, которые поселились в Египте в период господства гиксосов.