Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Жертвоприношения в Ханаане (Прочитано 8381 раз)
innit
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 302
Пол: male
Жертвоприношения в Ханаане
15.03.2006 :: 22:03:28
 
Цитата:
«Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и овцою твоею (и ослом твоим). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне»,
(Исх. 22: 29-30).

С одной стороны, признавая власть бога и его абсолютное право на человека и природу, верующий отдавал ему лучшее. В Ветхом завете отсутствуют детали обряда, но говорится, что жертву проводили «чрез огонь», то есть сжигали. Это священнодействие было «всесожжением».
С другой стороны, детские жертвоприношения - инфантицид, как часть территориальной политики, были призваны контролировать рождаемость и прирост населения. Этот факт отражен в книге Исхода (1:15 - 22): фараон, испуганный необычайной плодовитостью евреев, приказал повивальным бабкам умерщвлять всех новорожденных младенцев мужского пола. Относительно новорожденных девочек говорилось: «а если дочь, то пусть живет».
Но особенно загадочным кажется факт принесения в жертву первенцев мужского пола - это противоречит принципу первородства и привилегированному положению первенца-сына в семитской семье. Однако это - абсолютное правило, входящее в разделы 13, 20, 22-23 Исхода, которые представляют собой собрание самых древних библейских законов, известное под названием «Свод Завета».
Создание законов Завета по традиции приписывается Моисею, который вывел народ Израиля из египетского рабства предположительно в конце XIII века до н.э. Парадокс заключается в том, что эти нормы поведения подразумевают оседлый образ жизни и классовое расслоение, то есть они не могли возникнуть ранее IX в. до н.э., до укрепления государственных институтов периода царств. Юридические нормы свода законов, которые близки к законам Хаммурапи и законам других народов, никак не связаны с национальным самосознанием семитов и культом Яхве. Эти правовые установки восходят к земледельческой и городской цивилизации Ханаана, но не к израильским законам.
Вместе с тем появляется практика заместительных жертв. «...И каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай» (Исх. 13:12 - 15; 34: 19-20), гласят ветхозаветные законы, но каким образом это делалось, не указывается. Только отмечается, что первенец осла, непригодный для жертвоприношения, должен был заменяться агнцем.
Жертвоприношения через всесожжение засвидетельствованы, по меньшей мере, до VII в. до н.э., когда цари - «отступники», Ахаз (736 - 716 г.г. до н.э.) перед войной с Сирией и Манассия (687 -642 г.г. до н.э.) во время вторжения ассирийцев, «провели через огонь» своих сыновей (4 Цар. 16:3; 21:6).
Гневные слова порока Иеремии: «Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот, день в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве», (Иер. 7:22), - свидетельствуют о том, что в VII веке до н.э. подобный обычай был широко распространен.
Иеремия, как другие пророки до него, считал, что на его народ обрушиваются несчастья из-за нарушения законов завета. Этот ветхозаветный пророк, как никто другой до него, боролся за установления в государстве монотеизма. Он призывал отказаться от чужих богов и человеческих жертвоприношений, вещая от имени бога: «...и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, что бы сжигать сыновей и дочерей в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило», (Иер. 7:31). В современной научной литературе термин «тофет» употребляется не для обозначения очага, где происходило жертвоприношение, а для полей с урнами, где хранился прах принесенных в жертву. Вероятно, тофет в долине Бен-Хиннон (долине сыновей Еннома) под Иерусалимом был в Палестине наиболее известным или самым большим. В последствие он стал одним из библейских символов «Гееной огненной».
Наверх
 

Бог мой, дай мне мужества, чтобы изменить то, что можно изменить; спокойствия, чтобы не менять то, что нельзя изменить, и мудрости, чтобы понять разницу.
finn
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 186
Re: Жертвоприношения в Ханаане
Ответ #1 - 18.03.2006 :: 12:14:47
 
innit писал(а) 15.03.2006 :: 22:03:28:
[quote]С другой стороны, детские жертвоприношения - инфантицид, как часть территориальной политики, были призваны контролировать рождаемость и прирост населения.
Не кажется ли вам, что в таком случае логичнее было бы приносить в жертву второго и последующих детей (и даже в первую очередь дочерей, ибо именно женщины "плодоносили" на протяжении большей половины жизни, косвенно способствуя росту населения, тогда как мужское население часто гибло в ходе военных действий еще до наступления зрелости)? Но в том-то и дело, что никто не собирался ограничивать рост населения вообще, и мужского - в частности. Более того, в оном завете как раз-таки можно видеть стимуляцию рождаемости (к тому же вспомните незабвенное "плодитесь и размножайтесь") - с физиологической точки зрения, первые роды - самые тяжелые и травматичные, а мальчики (имеющие бОльшие геометрические размеры черепа, нежели девочки) значительно чаще получают внутриродовые травмы. Этот факт усугублялся также тем, что у семитских, как и у многих других азиатских и африканских народов, детородный возраст по традиции начинается у женщин еще в 12-13 лет, когда организм еще не полностью сформировался. Отсюда, вероятность рождения физически и психически ущербного продолжателя рода в первые роды значительно выше, нежели во вторые и последующие (которые проходят, как правило, легко и без осложнений), поэтому оный завет принуждает женщину отринуть "первый блин" и рожать дальше, дабы роду вырождение не грозило.
Цитата:
Но особенно загадочным кажется факт принесения в жертву первенцев мужского пола - это противоречит принципу первородства и привилегированному положению первенца-сына в семитской семье.
А вы уверены, что речь идет именно о первенце, а не просто о старшем сыне? Ведь первенцы частенько и сами гибли...
Наверх
« Последняя редакция: 18.03.2006 :: 12:30:24 от finn »  
finn
Частый гость
***
Вне Форума


Я люблю этот форум!

Сообщений: 186
Re: Жертвоприношения в Ханаане
Ответ #2 - 18.03.2006 :: 12:59:07
 
innit писал(а) 15.03.2006 :: 22:03:28:
по традиции приписывается Моисею, который вывел народ Израиля из египетского рабства предположительно в конце XIII века до н.э.

Пару слов насчет "рабства". Можно подумать, что египтяне завоевали евреев и угнали их в Египет в качестве рабов, а Моисей их освободил и вернул на Родину Смайл На самом деле в Египте имела место скорее еврейская экспансия, поскольку, как известно, евреи пришли в Египет при первом гиксосском фараоне, ведь они были с ними почти родственниками и вели схожий образ жизни (только гиксосы жили восточнее, поэтому в походе на Египет их армия прошла через Ханаан, где жили евреи. Видимо, в качестве компенсации за вытоптанные поля правитель гиксосов пообещал дать евреям плодородные земли в Египте, что и сделал впоследствии). А вот после изгнания гиксосов и евреям в Египте пришлось туго (ведь их там считали приспешниками ненавистных завоевателей). Вот и пришлось им искать себе новые земли, и в первую очередь возникло предложение, а не вернуться ли обратно в Ханаан. Правда, население их бывшей Родины было вовсе не расположено уступать свои земли пришельцам, и пришлось евреям (именно тогда этот этноним - хабиру - встречается в письменных источниках впервые) под предводительством Иисуса Навина повторно завоевывать снова цветущий к тому времени Ханаан.
Наверх
« Последняя редакция: 18.03.2006 :: 23:04:46 от Антон К. »  
innit
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 302
Пол: male
Re: Жертвоприношения в Ханаане
Ответ #3 - 20.03.2006 :: 04:32:27
 
Создается впечатление, что кроме нас больше никто не хочет поумничать.  Круглые глаза
Наверх
 

Бог мой, дай мне мужества, чтобы изменить то, что можно изменить; спокойствия, чтобы не менять то, что нельзя изменить, и мудрости, чтобы понять разницу.
innit
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 302
Пол: male
Re: Жертвоприношения в Ханаане
Ответ #4 - 20.03.2006 :: 17:57:19
 
Цитата:
Не кажется ли вам, что в таком случае логичнее было бы приносить в жертву второго и последующих детей


Логично, но противоречит «Своду Завета», древним семитским законам, где абсолютное правило сформулировано предельно ясно: «Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и овцою твоею (и ослом твоим). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне», (Исх. 22: 29-30). С одной стороны – это верный способ доказать свою преданность вере, отдав самое дорогое, с другой - укрепить Завет (договор с богом).

Цитата:
никто не собирался ограничивать рост населения вообще, и мужского - в частности


Ограничивали. Демографический вопрос решался, как сверху, так и снизу. Подобная практика существовала у многих древних народов. Прирост населения контролировался, как указами правителей (Исход 1:15 - 22, указ египетского фараона); так и внутри семьи, рода, племени. Во-первых, все страшно боялись голода. Большую семью трудно прокормить. Во-вторых, ребенок до определенного возраста не считался полноценным членом общества, младенец, тем более. Это относится к детям обоих полов. Нигде не засвидетельствовано, но девочек убивали во много раз больше. К женщинам на Востоке, вообще, особое отношение. Женщина считалась мужской собственностью – сначала отца, потом мужа, овдовев - сына. В-третьих, в кочевых племенах женщина не имела возможности носить с собой больше одного маленького ребенка.

О! Я тут недавно прочитал – не помню где, - что в древности мужики, вообще, держали женщин в загоне, как мясное стадо, за одно эксплуатировали их труд на огородах. Племена сражались, там, друг с другом за стада женщин.  Смех
То, что в землях где обитали легендарные амазонки, нашли мужское погребение с женским инвентарем – это факт. Но чтобы так вот – и наследников иметь, и свежее мясо к столу…  Хотя, конечно, в этом резон есть.

Цитата:
вспомните незабвенное "плодитесь и размножайтесь"


Не следует это принимать слишком уж буквально.  СмущённыйЭто не руководство к действию, а благословение. В том смысле, что «наполняйте землю и обладайте ею». Фрагмент (Быт. 1:26–30) взят из более раннего источника. «И сотворил бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:7). Или бог был двуполым, или изначально в сотворение участвовала супружеская пара. Некоторые исследователи Библии называют Эла и Ашеру – богов древнесемитского пантеона. Смысл такой: породив 70 богов, Эл и Ашера стали владыками неба, поэтому человек должен породить потомков, чтобы заселить землю и стать ее владыкой. Кстати, в книгу Бытия вошли два разных мифа творения. Второй (2:5), отличается от первого.       

Цитата:
первые роды - самые тяжелые и травматичные


Это не зависит от того, какие роды по счету. Если в древности женщины начинали рожать, едва достигнув детородного возраста, при еще не сформировавшемся окончательно организме, все роды были для них риском. Но, хочу заметить, что: "Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему (половое) влечение твое, и он будет господствовать над тобой" (Быт. 3:16), - это не проклятье. Это наказание. Адам и Ева были изгнаны из рая, но не прокляты. Проклят был только Змей.
А "муки деторождения" объясняются тем, что эволюция человеческого черепа происходила достаточно быстро и началась относительно недавно, на поздней стадии филогенеза. Это один из наиболее драматических случаев эволюционной трансформации, известных в сравнительной анатомии. Деторождение болезненно лишь у одного-единственного вида из миллионов живых форм на Земле - у людей.

Цитата:
а мальчики (имеющие бОльшие геометрические размеры черепа, нежели девочки


Не будьте шовинистом.  Ужас

Цитата:
вероятность рождения физически и психически ущербного продолжателя рода в первые роды значительно выше, нежели во вторые и последующие (которые проходят, как правило, легко и без осложнений), поэтому оный завет принуждает женщину отринуть "первый блин" и рожать дальше, дабы роду вырождение не грозило.


Возможно. На это косвенно указывает «Вавилонская теодиция», месопотамская поэма XII в. до н.э., выражающая религиозные чувства, но не предназначенная для оправления культа. Она дает представление о ранних религиозных воззрениях народов Передней Азии.
«259. Отпрыск (их) первый у всех не[ладен(?)]:
260.  Первый теленок мал у коровы,
261. Приплод ее поздний - вдвое больше;
262. Первый ребенок дурачком родится,
263. Второму прозвание - Сильный, Смелый,
264. Видят, (да) не поймут божью премудрость люди!»
Размышления древневосточного мудреца переводят проблему посвящения божеству каждого первенца в плоскость одновременно реалистическую и теологическую. Ребенок, как не сформировавшая личность, не считался полноценным человеком. А неполноценность есть знак того, что он не предназначался для жизни.
Божественный замысел в этом отношении, вероятно, сформулирован в Исх. 13:2: «Освяти мне каждого первенца, разверзающего всякие ложеса между сынами Израилевыми, от человека до скота, потому, что мои они».

Цитата:
речь идет именно о первенце, а не просто о старшем сыне?


На сегодняшний день существует версия, что в одном месте слово «первенец» умышленно поставлено вместо другого слова, но это относится только к рассказу о десятой казни из книги Исход, и не к израильским первенцам, а к египетским.
Но при этом, в Ветхом завете особо подчеркивается особая благодать младших детей: Авель был более любим, чем Каин; Исаак, более чем Исмаил; Иаков, более Исава; любимцами Иакова стали Иосиф и Вениамин.
Такая, вот, дилемма получается.

Цитата:
в Египте имела место скорее еврейская экспансия, поскольку, как известно, евреи пришли в Египет при первом гиксоском фараоне


Родственниками гиксосы и семитские племена не были. Гиксосы выходцы с Аравийского полуострова – легендарный народ Аму. Очень жестокий, даже по меркам того времени. И вполне возможно, что корни антисемитизма следует искать именно в этом явлении. Семитов отождествили или приписали им родство с гиксосами, ненависть к гискосам перекинулась на них. Тут все дело в человеческой памяти. В том, что она может быть очень долгой (доказано Рыбаковым).
Но определенно, эпоха рабства доля евреев начинается после освобождения от гиксосов, когда новые фароны рассматривают в качестве врагов те племена, которые поселились в Египте в период господства гиксосов.
Наверх
 

Бог мой, дай мне мужества, чтобы изменить то, что можно изменить; спокойствия, чтобы не менять то, что нельзя изменить, и мудрости, чтобы понять разницу.
innit
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 302
Пол: male
Re: Жертвоприношения в Ханаане
Ответ #5 - 20.03.2006 :: 18:09:36
 
Цитата:
в качестве компенсации за вытоптанные поля правитель гиксосов пообещал дать евреям плодородные земли в Египте


Неизвестно, когда семиты пришли в Египет. Наука до сих пор не располагает  достоверными источниками о пребывании евреев в Египте. Известно лишь, что соседние с Египтом племена, спасавшиеся от голода и засухи, часто просили разрешения поселиться на территории Египта. Они назывались еврейскими. Их использовали на принудительных работах (мол, нечего вам без дела по Египту шляться). Возможно, среди них действительно, были семитские племена, из колен Ефрема, Манассии и Вениамина, которые потом «вывел» Моисей. И тот период, семиты по большей части занимали скотоводством, а не земледелием.   
Исход можно датировать 13 веком, временем правления фараона Рамзеса II, который считался великим строителем и широко использовал рабский труд, или его наследника Менептаха.
Есть версия, что семитов просто оттуда поперли. В Рамзес ожидал нападения хеттов и опасался (может, и не безосновательно), что семитские племена, пасущие скот на границах Египта, проявят сочувствие врагу.   

Цитата:
Правда, население их бывшей Родины было вовсе не расположено уступать свои земли пришельцам, и пришлось евреям (именно тогда этот этноним - хабиру - встречается в письменных источниках впервые) под предводительством Иисуса Навина повторно завоевывать снова цветущий к тому времени Ханаан


Хотя бог и пообещал задаром своему народу благодатную землю, Ханаан им все же пришлось завоевывать.
«Хабиру» – слово из египетских источников. И вообще, не совсем понятно, кто были эти «подрезатели жил». Может, так называли отряды наемников.
Еще такой момент. Библейский исход пока ничем не подтвержден, письменными памятниками, ни археологическим материалом. В Библии говориться, что Египет покинуло 600 тыс. человек. Это означает, что вместе с женами и детьми ушло около двух с половиной миллионов. Но такого населения в Палестине тогда не было. Такая толпища оставила бы после себя след.   
Тем не менее, память об исходе сохранилась в праздновании пасхи («песах»-исход). Позднее его объединили с земледельческим весенним праздником опресноков.

В 13 веке израильские племена, пришедшие с юга, вторглись в Ханаан, и силой завладели землей, на которой проживало древнее население. Часть населения была истреблена поголовно, часть изгнана, но с племенами «потомков Авраама», прибывшими почти в тоже время с востока, был заключен союз. Свое право на Ханаан израильские племена обосновали обещанием бога.
Как происходило деление, если все люди считались потомками Адама? Ответ можно найти в том же источнике, где рассказано о происхождении разных известных израильтянам народов.
В этом случае показателен пример Ноя и его сыновей. Уже после потопа, произошла одна неприятная история. (подобнее см. Быт. 9: 18-27) Хам стал насмехаться над своим отцом Ноем, за что был им проклят. И тогда Ной повелел (!) потомкам Хама быть рабами Сима и Иафета и их потомков. Еврейские племена считали себя потомками Сима («Были дети у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова» (Быт. 10:21). А в Ханаане симиты поработили потомков Хама (хамитов), поскольку их предок совершил грех.  Так же подлежали обращению в рабство «Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан». (Быт. 10:6)

В заключение, позвольте сделать небольшое лирическое отступление.
Часть хамитских племен участвовала в миграциях вместе с индоевропейцами. Может, не одновременно, но теми же путями. В IV-III тыс. до н.э. хамиты уже проникли в Северную Африку, заселили Сахару (в то время саванную), позднее заселили Канарские острова.
Раскопки показывают, что существовало два типа европеоидов. Первый: рослый, длинноголовый, широкоскулый тип (долицефал), по антропологическим признакам, сходный с кроманьонцами верхнего палеолита Западной Европы (светлокожий, светловолосый и светлоглазый), «атлантический» тип. Второй: низкорослый и круглоголовый, более темнокожий, чем первый. Наравне, с первой группой обитателей Ливийской пустыни, известной как «чихну»(от kihn[aw]u – «светлые», блондины, ксантохрои), в текстах Древнего Царства фигурирует другая группа – «чимх» (от kimhu - возможно, «черные», то есть брюнеты, меланохрои).
Наверх
 

Бог мой, дай мне мужества, чтобы изменить то, что можно изменить; спокойствия, чтобы не менять то, что нельзя изменить, и мудрости, чтобы понять разницу.
innit
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 302
Пол: male
Re: Жертвоприношения в Ханаане
Ответ #6 - 20.03.2006 :: 19:39:08
 
ТЕМА В ТЕМЕ.
ПАРАДОКС ИСТОРИИ.
МОЛОХ – БОГ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО.

«Из детей твоих не отдавай на сужение Молоху» ( Лев. 18:21)
До середины XX века просвещенное человечество пребывало в заблуждении относительно подлинного значения слова «молох». Считалось, что Молох - это божество Палестины, Финикии и Карфагена, которому приносили в жертву людей, главным образом детей.
В основном сведения о Молохе черпались из древнейшего литературного источника всех времен и народов - Библии. В привычном нам звучании, слово «молох» пришло из греческого перевода Библии - Септуагинты. Переводчик, живший в египетской Александрии и не имевший абсолютно никакого представления о древних обрядах Ханаана, встречая непонятное слово, придавал ему форму, подходящую в контексте. В других случаях, толкователи дословно переводили термин, и при этом терялся его смысл в оригинале. В тексте Библии таких ошибок и искажений - не один десяток.
Только после того, как была расшифрована финикийская (пуническая) письменность, оказалось что «молох»(molk) - это название ритуала, принятое за имя божества (не путать с milk – «царь». Так, сидонский Милькарт – «царь города», «покровитель города»).
Термин molek, употребление которого связано с жертвоприношением, обозначает конкретный вид данного ритуала. В Ветхом завете отсутствуют детали обряда, но говорится, что жертву проводили «чрез огонь», то есть сжигали, производили «всесожжение».
Термин molk достаточно древний. Он происходит от др. семит. глагола hlk «идти». В  VIII в. до н.э. он уже надежно зафиксирован в терминологии жертвоприношений. Существительное mlk в том же значении появляется в VII в до. н.э. Из перевода следует, что жертва отправлялась к божеству, как ходатай - гонец.
В финикийских надписях слово «molk» встречается изолированно или в составе одной из трех формул - molk `adam, molk ba`al, molk `omor. Первое переводится, как «жертвоприношение (совершаемое) человеком». Во втором, «ba`al» означает «господин, хозяин, свободный гражданин», а словосочетание надо понимать, как «жертвоприношение (совершаемое, за свой счет) хозяином». Выражение molk `omor, обычно переводится как «жертвоприношение ягненка», но вторая часть формулы может так же иметь значение «обещавший». Тогда словосочетание будет означать «(совершающий) жертвоприношение по обету».
Если до VI в. до н.э. термин «molk» в Ханаане был общеизвестен, то во время вавилонского плена, когда все жители Палестины перешли на арамейский язык, он начал забываться. Еврейский язык (язык Ханаана, «священный язык»), на котором написана большая часть Ветхого завета, превратился в язык богослужений и литературы, доступный лишь для раввинов (рабби).  При переводе Торы на другие языки (арамейский, греческий и пр.) преследовались исключительно культовые цели. События, о которых рассказывается в Ветхом завете, нельзя считать достоверными и хронологически точными, так как, прежде всего они носят поучительный характер. Рассказы о реальных, исторических личностях призваны показать, как тот или иной из них выполнял законы завета и относился к культу Яхве.
В этом аспекте наиболее показательна история Соломона (X в. до н.э.).
Время его правления называют «золотым веком», и это без сомнения так. Он превратил страну, полученную в наследство от Давида в цветущее государство. Он вел обширное строительство и участвовал в международной торговле. Его мудрость вошла в легенды. Но с другой стороны, Соломон ввел трудовую повинность, вызывавшую у жителей Ханаана недовольство. Как и прочие азиатские деспоты, он возложил на народ бремя непосильных налогов. Соломон рассчитывал через свои династические браки, создать в Иерусалиме космополитический религиозный центр. У него было 700 жен и 300 наложниц, в большинстве - чужеземки, которые поклонялись своим богам. Их многочисленные культы требовали новых средств, что еще больше разоряло население. Тот факт, что Соломон включился в международную торговлю, свидетельствует о быстром процессе имущественной дифференциации. На социальной почве обострились традиционные противоречия между северными и южными племенами, которые после смерти Соломона, привели страну к расколу на две части - Израиль и Иудею.
Авторов Библии не интересует государственная политика. Они называют причиной всех бед, постигших царство Соломона, его попустительство и распространение культов чужих богов. Они считают, что, отвернувшись от Яхве, Соломон потерял свою мудрость.
«Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне преданно Господу Богу своему... Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар. 11: 4-7). В первоисточниках  - «Книге дел Соломоновых» и «Летописях царей Израильских», говорилось о капище для проведения обряда molk. Во времена Соломона значение этого слова было общеизвестно. Для переписчика - как видно из цитаты - ритуальная терминология особого значения не имела. В противном случае капище Молоха фигурировало бы под собственным названием, которое так же упоминается в Библии, а именно – «Тофет».
Наверх
 

Бог мой, дай мне мужества, чтобы изменить то, что можно изменить; спокойствия, чтобы не менять то, что нельзя изменить, и мудрости, чтобы понять разницу.
innit
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 302
Пол: male
Re: Жертвоприношения в Ханаане
Ответ #7 - 27.03.2006 :: 14:34:15
 
В библейском предании о Каине и Авеле  (Быт. 4: 1- 26) рассказывается о ритуальном жертвоприношении.
Его сюжет таков. У Адама и Евы было два сына – Каин и Авель. Каин возделывал землю, Авель пас овец. Однажды, когда они принесли дары на алтарь – плоды земли и агнца, соответственно. Бог принял только подношение Авеля, а «на Каина и на дар его не призрел». Каина охватил гнев, он отвел брата в поле и там его убил.
Это было первое убийство и первая братоубийственная война. С учетом того, что на земле жили всего 4 человека, была уничтожена четверть населения! 
Кровь Авеля «возопила к богу» (отсюда «вопиющий грех»). Так бог узнал об убийстве и наказал Каина. Но наказание очень странным образом. Каин был изгнан и обречен на вечные скитания, но так как он боялся мести, бог «положил на него знамение» («каинову печать»), чтобы никто не посмел посягнуть на убийцу. «…за то, всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро».   
Первоначально это предание не входило в Библию. Оно существовало отдельно в устной традиции и отвечало на вопросы, связанные с существованием кенитов (каинитов), кочевников, живших по соседству с израильскими племенами. Грубые обычаи татуированных кочевников-кенитов объяснялись тем, что якобы праотец их племени Каин был братоубийцей, и поэтому его потомков преследует рок, заслуженное наказание. С другой стороны предание служило оправданием для самих израильтян, занявших чужую территорию.
Судя по тому, что авторам более симпатизирует пастуху Авель, а не земледелец Каин, сами израильтяне во время возникновения мифа уже вели оседлый образ жизни, но еще сохраняли традиции кочевого народа.
Ранний вариант предания о Каине и Авеле, сохранил свидетельство об обряде, совершаемом для оплодотворения земли, известном так же у других древних народов. На исполнителей этого обряда накладывалась особая печать (татуированный знак) – «каинова печать», отличавшая их от обычных убийц и одновременно подчеркивающая их священную функцию.
Предание об Авеле и Каине вошло в Библию, когда возникла необходимость объяснить «грех убийства». Ведь бог создал только Добро и не учил людей убивать. Для того, чтобы объяснить как возникло Зло, был включен рассказ о Змее, спровоцировавшим «грехопадение». Библейский миф о Каине и Авеле, призван показать, как возросли зло и грехи среди людей.
Все потомки Каина, первородного сына первой супружеской пары, унаследовали его греховность. Ламех, например, не только жесток и готов к отмщению, но и хвалится своими грехами: «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне» (Быт. 4:23).

Имя «Каин», ставшее нарицательным для убийцы, сегодня употребляется как браное выражение, а «каинова печать» в значении клеймо преступления.
Наверх
 

Бог мой, дай мне мужества, чтобы изменить то, что можно изменить; спокойствия, чтобы не менять то, что нельзя изменить, и мудрости, чтобы понять разницу.
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать