Цитата:А Вот я подумал, если Владимир крестил Русь, то почему он в летописях и в народной памяти остался с эпитетом "Красно солнышко"? Ведь "красно солныщко" - это явно русский языческий эпитет.
язык - народ (старослав.) В народной памяти он и остался красным солнышком. Надо признать, народ Владимира любил за его щедрость:
"... И так стал Владимир поступать постоянно, собирая по праздникам в своем дворце чуть не весь город. Щедростью своею Владимир старался превзойти самого Соломона, замечает летописец. Повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно: питье, и пищу, и деньги. А для больных, которые сами ходить не могли, повелел нагружать разной снедью телеги и развозить еду по городу, чтобы оделять всех желающих..."
Так что крещение тут не причем, в памяти церковников он остался как Владимир Святой, а вовсе не Красно Солнышко.
Цитата:А вдруг вовсе не Владимир крестил Русь? А кто-то из князей следующего поколения.
Ну после Владимира князья уже вроде не особо озабочивались борьбой с язычеством, эти процессы контролировали епископы.
Очевидно, что говорить о "крещении" Руси при каком-либо одном князе не корректно, этот процесс был длительным, но и начался он не при Владимире, а задолго до него. Христианство было достаточно распространено (в основном, благодаря купечеству) в Киевской земле еще до захвата Киева Аскольдом в 872 году. Впрочем, последний всячески поддерживал христианскую общину и даже проводил массовые крещения жителей Киева в 874-877 гг. Еще раньше, около 866 г. были отмечены византийскими хроникерами массовые крещения "русов, живших около Северного Тавра", т.е. Крымского п-ова. Стоит отметить, что христиане при Аскольде были во властной верхушке, но с приходом Олега в 882 году были изгнаны и заменены варягами-язычниками. Хотя христианство и продолжало жить на Руси, но рычаги власти были им утрачены. Впрочем, уже при Игоре христианство снова их себе возвращает, количество христиан увеличивается, они занимают важные государственные посты, строится Ильинский собор (в котором служит киевский епископ) и ряд церквей, в дружине князя христиан столько же, сколько и язычников, они абсолютно равны в правах (отсюда, видимо проистекает и тождество в сознании простого народа между Перуном и Ильей-пророком и легкость последующей "замены" первого последним) и в договоре Игоря от 944 года с Византией половина русских клянется именем христианского бога, другая половина - именем Перуна. После смерти Игоря, его жена Ольга крестится и решает перевести в лоно христианства оставшихся язычников, и первое время ей это вполне удается: взрослый сын Святослав отстраняется от власти, уничтожаются языческие капища, строится деревянный Софийский собор, многие языческие дружинники крестятся, несмотря на недовольство Святослава, ярого язычника. К середине IX века практически вся Европа становится христианской и Ольга прекрасно понимает, что крещение Руси - единственный способ укрепить авторитет Руси на международной арене, открыв дорогу междинастическим бракам (в первую очередь с Польшей и Священной Римской Империей германской нации). Поэтому она просит Оттона I Великого прислать на Русь своих миссионеров (видимо, Византийские условия помощи оказались слишком кабальными, ведь Византия всегда стремилась все христианизируемые ею государства полностью подчинять себе, тогда как Ольга хотела видеть Русь полностью независимой от кого-либо). Святослав быстро воспользовался подвернувшейся возможностью, он организовал и возглавил отпор чужакам, изгнал миссионеров, отстранил от власти Ольгу, а заодно устроил гонения и на своих христиан. Таким образом для христианства на Руси снова начались черные времена. Талантливый полководец, Святослав был неумным политиком, дальновидной мудрости Ольги ему явно не хватало, но такова ирония судьбы - любимый сын Ольги Святослав стал заклятым противником ее дел, а нелюбимый внук Владимир, незаконный сын Святослава и рабыни Малуши - продолжателем. Чтобы утвердиться у власти, ему пришлось всячески поддерживать язычников, но со временем он нашел благоприятный момент для утверждения христианства. После него язычники уже навсегда потеряли политическое влияние.